МОСКВА, 22 окт - РАПСИ. Представители гособвинения в пятницу потребовали приговорить бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 14 годам колонии общего режима каждого по делу о хищении свыше 200 миллионов тонн нефти. Адвокаты подсудимых негативно оценили предложение прокуратуры, прения сторон по делу продолжатся в суде 27 октября.

Финальная часть процесса по второму делу Ходорковского-Лебедева в Хамовническом суде Москвы в пятницу приблизилась к своей кульминации. Прокуратура назвала сроки наказания, которые, по ее мнению, справедливы для обвиняемых.

Ходорковский и Лебедев уже осуждены Мещанским судом Москвы к восьми годам заключения каждый. Наказание по первому приговору истекает в следующем году.

Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.

Слово гособвинения

Еще до оглашения сроков наказания для подсудимых сторона обвинения в пятницу дала свою оценку выступлениям свидетелей со стороны защиты.

По мнению прокурора Валерия Лахтина, практически все допрошенные свидетели защиты либо делали на суде заявления, не соответствующие действительности, либо не могли вообще ничего пояснить по существу уголовного дела. К примеру, показания бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова, свидетельствовавшие о невиновности Ходорковского и Лебедева, Лахтин считает нелогичными, поэтому при вынесении приговора их учитывать не следует.

Касьянов, в частности, в ходе допроса в суде утверждал, что у уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева есть "политическая подоплека".

"Однако на уточняющий вопрос свидетель пояснил, что он спрашивал у Владимира Путина, арестованы ли Ходорковский и Лебедев по политическим мотивам, на что Путин ему ответил, что это - дело прокуратуры", - отметил Лахтин. Таким образом, по мнению гособвинителя, Касьянов опроверг собственные показания, сообщив суду, что арест экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" произошел по инициативе прокуратуры, а не по политическим мотивам.

"Виновны по двум статьям"

На прошлой неделе гособвинение сообщило суду, что считает доказанной вину подсудимых в хищении нефти у дочерних компаний ЮКОСа, в хищении акций "Восточной нефтяной компании" (ВНК) и в легализации средств, нажитых преступным путем.

Тогда же стало известно, что Ходорковский и Лебедев подпадают под смягчение закона с учетом президентских поправок. В случае признания их виновными суд будет применять редакцию Уголовного кодекса РФ 2010 года, в которой снижено наказание за совершение экономических преступлений.

Однако в пятницу прокуратура попросила не назначать подсудимым наказание по эпизоду с хищением акций ВНК в связи с истечением срока давности. Гособвинение потребовало признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" ЮКОСа и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ). При этом окончательный срок заключения, с учетом еще не отбытого наказания по первому делу, должен составлять 14 лет лишения свободы каждому.

По первому делу прокуратура просила приговорить Ходорковского и Лебедева к 10 годам колонии, районный суд назначил девять лет, а Мосгорсуд снизил до восьми.

Прокурор Лахтин в пятницу подчеркнул, что Ходорковский и Лебедев совершали тяжкие преступления, которые были спланированы и совершены умышленно в течение длительного времени в составе организованной группировки, большинство членов которой находятся в международном розыске.

"При назначении наказания прокуратура просит принять во внимание степень и характер общественной опасности совершенных преступлений",- сказал прокурор, в то же время добавив, что гособвинение не установило обстоятельств, отягчающих вину Ходорковского и Лебедева.

Он также просил учесть положительные характеристики подсудимых, тот факт, что у них на иждивении находятся несовершеннолетние дети, а также состояние здоровья Лебедева, у которого диагностирован ряд хронических заболеваний. Все эти обстоятельства являются смягчающими вину, напомнил прокурор.

"Добрый и злой"

В ходе судебного заседания прокурор Лахтин оценил личности подсудимых с точки зрения психологии. По его мнению, Ходорковский и Лебедев при совершении преступлений, а также на процессе в суде разделили роли на "доброго и злого".

"Ходорковский ведет себя лояльно и играет роль нормального человека", - сказал прокурор. Тогда как Лебедев, на взгляд Лахтина, ведет себя эпатажно, старается смешить публику и ввести ее в заблуждение.

"Вместе с тем Лебедев вел в ЮКОСе всю грубую и жесткую работу. Там, где требовалась жесткость в решении нужных ЮКОСу вопросов, там всю работу по поручению Ходорковского выполнял Лебедев", - сказал гособвинитель.

Он также заявил, что для подсудимых характерно полное пренебрежение к российскому правосудию, ощущение безнаказанности и того, что за деньги можно решить любые проблемы.

Cлово защиты

Адвокаты Ходорковского и Лебедева заявили, что возмущены сроками заключения, предложенными прокуратурой. "Я оцениваю резко негативно, когда невиновным людям просят по 14 лет колонии", - сказал журналистам один из защитников подсудимых, адвокат Константин Ривкин.

По его словам, защита из всего выступления прокуратуры сделала два вывода: что никакого хищения не было, а уголовное дело лежит не в правовой сфере.

Комментируя требование прокуратуры прекратить уголовное преследование Ходорковского и Лебедева по эпизоду хищения акций ВНК, Ривкин сказал: "Это позорное безобразие". Адвокат пояснил, что сроки давности по этому эпизоду истекли еще в 2008 году, защита неоднократно поднимала вопрос о прекращении дела, однако тогда ее обвиняли в затягивании процесса.

В свою очередь отец экс-главы ЮКОСА Борис Ходорковский не стал давать никаких оценок сроку наказания, к которому просят приговорить его сына. "Мне уже 78-й год, и когда мне называют эти цифры, я знаю, что я не дотерплю", - считает Ходорковский-старший.

Защита подсудимых начнет излагать свою позицию в суде 27 октября.