Российская Академия правосудия (РАП) – ключевое государственное научно-образовательное учреждение страны, которое занимается подготовкой кадров для нашей судебной системы. Накануне своего 60-летнего юбилея ректор академии, доктор юридических наук, профессор Валентин Ершов рассказал РАПСИ о качествах, которыми должен обладать современный судья, и с какими трудностями сталкиваются экзаменационные комиссии, через чье сито проходят претенденты на должность служителя Фемиды.

 

- В 1979-1990 годах вы работали судьей, а затем и председателем Железнодорожного районного народного суда города Москвы. Если сравнивать с работой районных судов в наши дни, что стало лучше, а что – хуже?

- Быть судьей в настоящее время стало, безусловно, сложнее. Это связано со многими факторами. Прежде всего, с изменившейся категорией гражданско-правовых и административно-правовых споров, качеством российского права и необходимостью применения международного права.

- Каков, на ваш взгляд, современный портрет молодого человека или девушки, которые решили стать служителями Фемиды?

- Юрист, решивший работать в должности судьи, должен обладать множеством качеств. Среди них, кроме бесспорно необходимого глубокого профессионализма, высокой культуры, прежде всего, выделю постоянное стремление делать то, что "должно", обладать высочайшим терпением, уметь держать удары судьбы, а главное – быть Человеком. Именно так, с большой буквы.

 

Судьи будущим судьям

 

- Академия занимается, в том числе, и профессиональной переподготовкой, повышением квалификации судей, работников аппаратов судов. Чему именно приходится учить людей, которые, казалось бы, уже состоялись как профессионалы?

- Академия – многофункциональное образовательное и научное учреждение. Назову только важнейшие ее функции: подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; профессиональная переподготовка впервые назначенных судей; повышение квалификации федеральных и мировых судей, а также работников аппаратов судов и Судебного департамента; фундаментальные и прикладные научные исследования проблем правоприменения, правотворчества, судоустройства и т.д. На каждом последующем этапе обучения происходит более глубокое постижение слушателями проблем права и государства. Кроме того, судебная практика, а также внутригосударственное и международное право постоянно развиваются и изменяются. В этой связи регулярно возникают всё новые и новые проблемы, требующие научного осмысления. Уверен, любой уважающий себя специалист должен обучаться постоянно и на протяжении всей своей профессиональной жизни.

- Кто является преподавателями и научными работниками академии?

- В первую очередь это действующие федеральные судьи и судьи в отставке. На 1 ноября 2010 года в академии работают 2742 человека. Из них 1670 работников являются преподавателями (60,9%). Среди них 191 педагог имеет ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора (11,4%); 892 преподавателя – ученую степень кандидата наук и/или ученое звание доцента. В общей сложности 1083 сотрудника (64,9%) имеют ученую степень доктора или кандидата наук. 13 работников академии удостоены почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации". Еще 58 сотрудников награждены почетным званием "Заслуженный юрист Российской Федерации".

- Какова структура РАП?

- Академия действует в 11 городах России – Москве, Хабаровске, Иркутске, Томске, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. РАП созданы 10 обособленных подразделений – филиалов. Структура академии в столице включает в себя 6 факультетов, 21 кафедру (в том числе – военную кафедру), 9 научных отделов и 37 структурных подразделений, обеспечивающих общее управление её деятельности.

 

Определить статус экзаменаторов

 

- Вы являетесь председателем экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Какие проблемы в деятельности экзаменационной комиссии Вы можете назвать?

- К сожалению, трудностей очень много. Назову лишь некоторые из них. Первая: качество подготовки претендентов на должности судей. Увы, их уровень нередко смело можно назвать недостаточным. Это убедительно подтверждает и статистика: примерно половина соискателей должности судьи получают на экзаменах неудовлетворительные оценки.

Вторая проблема - правовое регулирование деятельности экзаменационных комиссий. В действующих федеральных законах практически отсутствуют нормы права, регулирующие их деятельность. Это, во-первых, не может не влиять на качество работы экзаменационных комиссий, а во-вторых, неизбежно порождает различия в практической работе. Более детально работа экзаменационных комиссий мной исследована в статье "Деятельность экзаменационных комиссий: вопросы теории и практики", опубликованной в декабрьском номере журнала академии "Российское правосудие" за 2009 год.

- Какие перспективы в развитии деятельности экзаменационных комиссий вы видите?

- По поручению президента России Дмитрия Медведева и VII Всероссийского Съезда Судей была создана рабочая группа по изучению проблем деятельности экзаменационных комиссий и выработке предложений по совершенствованию их правового регулирования. В результате работы комиссии были выработаны конкретные предложения по поправкам, которые следует внести в федеральные законы.

Суть их сводится к следующему. Первое: определяется правовой статус экзаменационных комиссий. Экзаменационная комиссия – орган судейского сообщества. Второе: устанавливается структура экзаменационных комиссий, своеобразная вертикаль, состоящая из Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. Третье: выработан порядок наделения членов экзаменационных комиссий соответствующими полномочиями. Члены Высшей экзаменационной комиссии избираются Всероссийским съездом судей. Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации – региональными конференциями судей. Наконец, четвертое: сформулированы исчерпывающие основания для отказа претендентам на должность судьи в приеме заявлений.

 

Практика как критерий истины

 

- В последнее время много говорят о качестве юридического образования в стране. Что вы думаете на этот счет?

- Действительно качество образования, причем не только юридического и не в одной нашей стране, вызывает серьезные опасения. Думаю, имеется целый ряд объективных проблем, требующих незамедлительного решения. Назову только некоторые их них. Во-первых, образование должно быть преимущественно не классическим, универсальным, а все-таки специализированным. Во-вторых, образовательные процессы, прежде всего, следует основывать не столько на "книжных" знаниях и надуманных проблемах, сколько на вопросах, возникающих в жизни, на практике. В-третьих, сами преподаватели, особенно если речь идет о прикладных дисциплинах, должны сначала поработать, образно говоря, "на земле", чтобы получить более глубинные теоретические знания и практические навыки по своему предмету. В-четвертых, полагаю, образовательные учреждения не могут существовать вне какой-либо системы. Например, одним из преимуществ нашей академии, на мой взгляд, является то, что она находится в судебной системе, погружена в её реальные современные проблемы и пытается вырабатывать соответствующие адекватные предложения, связанные с развитием российского права и судебной практики.

- Какой вы видите академию, скажем, через десять лет?

- В РАП должны быть разрешены все основные проблемы. Прежде всего, в течение 10 лет академия должна быть сдана "под ключ" в смысле создания необходимой инфраструктуры как в столице, так и в других городах России. Также надеюсь, что к этому времени в целом закончится формирование кадров академии прежде всего из числа её выпускников. Уверен, к 2020 году академия подготовит необходимое число высокопрофессиональных специалистов для постоянного и стабильного воспроизводства работников судебной системы. Кроме того, мы приложим все наши силы для полноценного и качественного решения главной задачи – регулярного повышения квалификации федеральных и мировых судей, а также работников аппаратов судов и судебного департамента.

Сам же я, несмотря на занятость, надеюсь в течение ближайших 10 лет написать целый ряд статей и монографий по проблемам теории права, международного и внутригосударственного права, трудового, гражданского и жилищного права.

 

Беседовал Владимир Новиков