Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ утвердил и решил передать в Госдуму проект федерального закона о расширении процедур упрощенного судопроизводства, вступление которого в силу серьезно разгрузит арбитражные суды.


Сергей Феклюнин, РАПСИ

 

"Первый проект закона вызвал критику ученых, но сейчас нам удалось подготовить сбалансированный проект, и у него, на мой взгляд, хорошие шансы быть принятым, возможно, даже нынешним составом Государственной думы", - сказал председатель ВАС РФ Антон Иванов, представляя вынесенный на утверждение Пленума проект.

Он напомнил, о поручении президента РФ подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов, что, по мнению главы ВАС РФ, повышает шансы проекта на быстрое принятие.

"Во всяком случае у меня есть  предчувствие, что он быстро пройдет", - отметил Иванов.

Ранее, в декабре 2010 года, проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ в связи с совершенствованием процедуры упрощенного производства" принципиально одобрил Президиум ВАС РФ.

Изменения, которые предлагается внести в АПК РФ, направлены на расширение перечня арбитражных дел, которые можно рассматривать по упрощенной процедуре.

В обязательном порядке

В действующей редакции АПК "упрощенка" применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (электроэнергии, воды, услуг связи и т.п.), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям до двух тысяч рублей.

В редакции, одобренной Пленумом ВАС РФ, предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке будут упрощенно рассматриваться административные дела с "ценой вопроса" до 100 тысяч рублей - о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

.…и независимо от цены иска

Кроме того, проект предусматривает, что к упрощенному производству будут приниматься также дела независимо от цены иска: по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По "упрощенке" предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

Возможен переход

В законопроекте прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по «упрощенке», если требуется экспертиза или вызов свидетеля и т.д.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.

Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возражения по поводу рассмотрения спора по "упрощенке".

Законопроект предполагает, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

"Упрощенка" запрещена

Законопроектом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс требующих разъяснения вопросов.

Особенности процесса

Согласно законопроекту дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями будут через Интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе – только для участников спора. 

Проектом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение 10 дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

За бумагу - доплата

У сторон, согласно проекту, остается право подавать документы в суд на бумажных носителях, но в таком случае с них будет взиматься пошлина в размере 10 рублей за лист, но не менее 100 рублей. Пошлина будет компенсировать расходы бюджета, которые потребуются в связи с принятием закона – около 85 миллионов рублей.

Как пояснил начальник управления публичного права и процесса ВАС РФ Владимир Корнеев, дополнительное финансирование понадобится в основном для оплаты труда - в судах дополнительно появятся по два специалиста для сканирования бумажных документов. При этом, по словам Корнеева, принятие закона будет выгодно как судам, в которых снизится нагрузка на судей, так и участникам процессов, у которых отпадет необходимость поездок в суд и связанные с этим траты.

Высказывания главы ВАС РФ

Комментируя ранее РАПСИ идею законопроекта об упрощенном судопроизводстве, Антон Иванов сказал, что "самая главная проблема, которая возникает в связи с разными формами упрощенного судопроизводства, в том числе и в нашем случае, состоит в том, чтобы точно отделять те дела, в которых должна быть полноценная процедура, от дел, по которым происходит упрощенное рассмотрение".

По словам руководителя высшего арбитража, смысл этой модели состоит в основном в том, чтобы в упрощенной форме рассматривались стереотипные дела, незначительные по сумме, в которых нет необычных обстоятельств, требующих специального обсуждения судом.

При этом у сторон всегда должна быть возможность при необходимости превратить упрощенную процедуру в полноценную, отметил Иванов.