Денис Дворников, член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук

В дискуссии о судебной системе есть одна деликатная тема, о которой не принято говорить открыто. Это не коррупция и не вопрос зависимости судов от исполнительной власти. Это проблема, которая грозит расколом внутри самой судебной системы, а именно нарастающий конфликт между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Суть и история конфликта не имеет такого значения, как последствия и тот негативный фон, который мешает развиваться судебной системе. Противостояние заложено в самой структуре судебной власти, в несовершенстве законодательства, допускающего размывание юрисдикций. Сохранить братские отношения, когда сделано все, чтобы соревнование по перетягиванию каната состоялось – невозможно.

Инициатива сверху

Еще недавно напряжение имело место в основном на уровне высших судов. Сегодня же атмосфера противостояния распространяется на суды субъектов федерации. Если тенденция к противостоянию сохранится, то очень трудно себе представить, как будут работать советы судей, квалификационные коллегии, как будет развиваться правоприменительная практика, если к внутреннему убеждению судей добавится мотивация "не быть как Эти". Демарши, неучастие в общих мероприятиях, отрицание хороших идей, только потому, что они озвучены противоположной стороной, заказные статьи – традиционный набор любого межведомственного противостояния в исполнении судей может стать по-настоящему ужасным.

Главными бенефициарами подобной ситуации являются кто угодно, только не судьи: и недобросовестные коммерсанты, и коррупционеры, и политическое руководство. Очевидно, что власти выгодно противостояние между общей юрисдикцией и "арбитражниками". Принцип "разделяй и властвуй" стал доброй традицией и фирменным стилем современной российской политики. Создается ощущение, что многие не могут отказать себе в удовольствии "поразводить судебников". Эта игра затянула и некоторых журналистов, которые, задыхаясь от хулиганского восторга, провоцируют руководителей высших судов вопросами про коллег.

По сравнению с законодательной и исполнительной властью, российские суды – самая незащищенная категория государственных органов с точки зрения имиджа и репутации. Если премьер-министры и депутаты могут позволить себе работу с политтехнологами, раздачу обещаний и заигрывания с публикой, то судьям остается одна роль: быть молчаливыми "плохишами". При этом обе ветви судебной власти с наслаждением делятся с судами порциями народного гнева, пользуясь тем, что граждане реагируют лишь на сам факт судебных решений, не задумываясь, что судьям часто приходится применять не самые совершенные законы.

Кроме того, для большинства простых людей судебная власть ассоциируется с правоохранительными органами, Службой судебных приставов и ФСИН. Виноваты ли судьи в том, что заключенные мрут в СИЗО как мухи? Виноват ли судья, которому "добрый" законодатель не оставил возможности серьезно наказать укрывателя кущевских нелюдей? Конечно, нет! Но судьи не привыкли кричать об этом. А зря. С волками жить – по-волчьи выть.

Пора уже понять, что никто не поможет судьям, кроме самих судей, что, несмотря на громкие заявления, реальной заинтересованности в повышении уровня доверия населения к людям в мантии власть не проявляет. Не испытывает боли от последствий многих непродуманных решений, таких, например, как запрет на работу в судебной системе родственников, вынуждающий опытных, но еще не старых судей увольняться, чтобы дать дорогу детям. Кому нужна такая антикоррупция? Не там ищете!

Победителей не будет

Локальные победы двух ветвей судебной власти друг над другом – поистине пирровы. Потуги показать, у кого лучше база данных или вай-фай в коридорах, могут вызвать у власти лишь довольную улыбку: кусай его, фас!

Почему я так думаю? Потому что закон о создании системы административных судов, который бы помог разграничить полномочия, уже десять лет пылится в профильном комитете Госдумы без какого-либо оправдания. Нет ни отрицательного отзыва, ни замечаний с поправками – просто лежит. За ненадобностью.

Потому что Минфин, зажимает каждую копейку для судов, и, по сути, продолжает контролировать судебную власть, несмотря на наличие Судебного департамента. Это при том, что в XXI веке помощники судей обеих ветвей судебной власти получают по 7-10 тысяч рублей.

Обсуждаете иностранные гранты для российских НКО? Ау! Российские суды сегодня получают деньги от Всемирного банка. И хорошо, что есть такой источник финансирования многих программ.

Судам сегодня надо удержаться от поиска виноватого и выяснения, какая ветвь судебной власти "мутит воду". Это контрпродуктивно. Нужно решать проблему. Объединив усилия, суды могли бы стать реальной властью, надежным хребтом страны. Можно иметь плохенький парламент и непопулярных министров. Но даже в этом случае, сильная и независимая судебная власть могла бы поддерживать порядок в стране. Очень хочется, чтобы эту простую истину поняли и внутри судебной системы, и граждане России.