Сто лет назад закончилось оправдательным вердиктом дело Менделя Бейлиса по обвинению в ритуальном убийстве. В выпуске вы можете ознакомиться с репортажами из зала суда,  также с различными откликами на решение суда.

Также в номере демарш в охранном отделении, падение судьи из трамвая, права женщин, незаконные аресты.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе осень 1913 года.

 

29 октября 

В ожидании вердикта.

Напряжение страшное.

Полиция через каждые полчаса проверяет билеты.

Перед зданием суда появились казаки и конная стража.

Откуда-то доставляются слухи и вести о том, что происходит в совещательной комнате. Старшина, говорят, участвовал когда-то в забастовках и на дурном счету у охраны.

Проходит час.

Все считаю это хорошим признаком. Спорят, значит.

Говорят, что присяжные разбились уже давно на две партии, что они даже обедали за разными столами.

На другой стороне улицы, против окон зала стоят толпы народа и жадно ждут вестей. Проходит еще полчаса. Толпа увеличивается и уже превысила пять тысяч.

Раздается звонок присяжных. Все встрепенулись, взволновались и поспешили занять места. Вышел суд. Вводят Бейлиса под усиленным конвоем. Он падает на скамью в изнеможении.

Идут присяжные. Все замерло. Еще минута и старшина читает громким голосом первый вопрос и громко отвечает: «Да, доказано».

Снова мертвая тишина, снова громкое чтение вопроса и ответ присяжных: "Нет, невиновен".

Стон раздается по зале.

Кто-то открыл дверь в буфет и крикнул: "Оправдан".

В ответ раздается не крик, но рев, и этот рев сейчас же подхватила улица.

"Подсудимый, вы свободны", - раздается голос председателя.

Бейлис падает и рыдает.

Ему жмут руки. Солдаты ласково поддерживают его и выводят из-за перегородки.

Вердикт присяжных. "Нет, не виновен!". Эти слова облетели уже весь мир, трепетно ждавший, что скажут двенадцать никому неведомых людей, призванных судить "мировое дело".

Сколько простоты и солнечной ясности в этом приговоре! Как могущественно он примиряет нас со всем тем ужасным, что происходило в Киеве в продолжении минувшего октября. Дай Бог, чтобы этот октябрь канул в бездну и никогда не повторился в истории нашей родины.

(Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13827)


30 октября

Замечание за незаконные аресты. В сенате рассматривалось вчера дело начальника сыскной полиции г. Карса Калпахчева, обвинявшегося в превышении власти, растратах и подлогах. Ему вменялись в вину незаконные аресты, противозаконная раздача конфискованного оружия, уничтожение, вместо конфискованного оружия, всякого хлама. Тифлисская судебная палата приговорила его к замечанию. Сенат оставил приговор без изменения.

Неожиданное прекращение дела. Сегодня неожиданно прервано почти уже рассмотренное дело о злоупотреблениях при освобождении от воинской повинности в смоленском воинском присутствии. Член суда Борхановский на пути в суд слетел с пролетки и получил сильные ушибы. В бессознательном состоянии он был доставлен в больницу.

Поскольку свидетели по делу уже отпущены, а назначение нового члена суда по закону должно сопровождаться их передопросом, дело снято с очереди и отложено на неопределенное время. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13829)

31 октября

Права женщин. Судебная комиссия Государственной Думы приняла проект, по которому замужние женщины могут поступать на службу и в высшие учебные заведения не иначе, как с разрешения мужа, если только они не находятся в раздельном жительстве.

КИЕВ. После оправдания Бейлиса. Сегодня Бейлис гулял по заводской территории. Он чувствует себя ослабшим. Врач запретил ему прием посетителей. Однако нет возможности удержать толпу. Многие приезжают из провинции, чтобы поприветствовать Бейлиса.

Жалоба на судебного следователя. Из достоверных источников известно, что защита по делу Бейлиса подает жалобу на неправильные действия следователя Машкевича, производившего предварительное следствие. Защита обладает большим материалом, дающим картину безусловных нарушений, допущенных следователем.

Общественный раввин Мазе получает со всех концов России и заграницы поздравительные телеграммы. До сегодняшнего дня получено свыше тысячи телеграмм. Мазе заявил, что никакого торжества по случаю оправдательного приговора не предполагается. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13831)


1 ноября

Москва. Брожение в московском охранном отделении. Между начальником московского охранного отделения подполковником Мартыновым и подчиненными ему офицерами корпуса жандармов давно уже возникли недоразумения. Глухая борьба закончилась открытым протестом, выразившемся в подаче коллективной жалобы, подписанной всеми офицерами охранного отделения, за исключением Ротмистра Знаменского. Такое редкое нарушение дисциплины, особенно среди чинов жандармского корпуса, вызвало репрессии со стороны штаба корпуса – лица, подписавшие жалобу, уволены от службы в охранном отделении и прикомандированы к разным управлениям. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13833).

 

Подготовила Анна Шубина