Государственные служащие должны быть образцом морали и законопослушания, а потому неправомерно уклонившиеся от исполнения воинского долга не могут поступать на государственную службу. Но не всегда. К такому выводу 30 октября пришел Конституционный суд России.

Вступивший в силу с 1 января этого года федеральный закон предусматривает, что россияне, не прошедшие военную службу по призыву без законных на то оснований, не могут быть чиновниками. Более того, признание действующего сотрудника госоргана «уклонистом» является основанием для его увольнения. 

Таким образом, парламентарии решили «повысить престиж и привлекательность военной службы по призыву». Но не тут-то было…

Школа будущих командиров

Этот закон сразу же вызвал многочисленные вопросы. Могут ли работать в госорганах граждане, уклонившиеся от армии в прошлые годы, а возможно, и десятилетия? Если да, то вводимое ограничение становится своего рода «вечным наказанием», которое не налагается даже за тяжкие уголовные преступления. Какие основания не служить в армии являются законными? Относится ли к ним, например, использование призывником права на альтернативную гражданскую службу? Ну, и так далее…

Особенные проблемы наблюдались в Чеченской Республике, парламентарии которой и обратились в Конституционный суд России (КС). В течение почти двух десятков лет на ее территории призыв не проводился, а в последующие годы в армию отправлялось сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить военную службу. Таким образом, законопослушные граждане невольно становились уклонистами и лишались права исполнить не только воинский, но и гражданский долг.

В своем запросе депутаты указывали, что спорный закон нарушает принцип равенства в отношении реализации гражданами права на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Кроме того, закону придана обратная сила: ведь не отслужившие в армии в прошлые годы должны увольняться из государственных органов.

Честь и совесть

Конституционный суд России принял компромиссное решение. С одной стороны, он признал, что сами по себе ограничения для поступления «уклонистов» на государственную службу законны и обоснованы. Ведь к работникам государственных органов предъявляются специальные требования, касающиеся не только их профессиональной подготовки и деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Поэтому деятельность чиновников, не исполнивших «возложенную Конституцией России обязанность по защите Отечества», снижает авторитет государственной гражданской службы и создает препятствия для эффективного осуществления органами власти своих полномочий.

С другой стороны, КС поддержал большую часть высказанных заявителем претензий к спорному закону. Так, служители Фемиды разъяснили, что он не имеет обратной силы. Ведь действующая процедура предусматривает, что заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований выносится призывной комиссией при увольнении военнообязанного в запас. В отношении не призванных в армию молодых людей такие решения принимаются по достижению ими 27 лет. Таким образом, закон не может затронуть права всех ставших «запасными» до 2014 года.

Неконституционным суд признал бессрочный характер действия ограничений. Ведь даже по приговору суда по уголовному делу доступ на государственную службу может быть закрыт не более чем на пять лет, а совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления вправе стать чиновниками после снятия судимости или ее погашения.

Федеральному законодателю КС поручил установить срок применения ограничения для «уклонистов», исходя из принципов «согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничений прав и свобод».

Наказание без преступления

Но по самому спорному вопросу – оценки отсутствия законных оснований не служить в армии – КС принял весьма обтекаемое решение. Конституционные судьи напомнили, что уклонение от призыва является уголовным преступлением, а неявка по повестке или иные нарушения порядка воинского учета – административным проступком. Тогда как запрет на работу чиновником вводится независимо от фактов привлечения молодого человека к административной или уголовной ответственности.

Вместе с тем в самом решении КС не запрещает признавать не привлеченного к ответственности гражданина «уклонистом». Призывным комиссиям лишь указано «всесторонне изучать вопрос и принимать во внимание весь комплекс причин, в силу которых гражданин не смог исполнить свой воинский долг». Кроме того, заключения военных комиссариатов могут быть оспорены в суде.

Более того, отвечая на вопрос РАПСИ, судья-докладчик по этому делу Сергей Маврин пояснил, что призывные комиссии не должны доказывать наличие умысла гражданина на уклонение от военной службы. «Не обязательно это будет умысел. В обязанности комиссии не входит установление психологического отношения. Хотя правовых рассогласований много – законодатель не определил, что такое «законные основания». Там не указаны и женщины, которые не должны подвергаться ограничительным мерам, хотя они и не служили», – констатировал судья.

Таким образом, де-факто КС признал, что ограничение для госслужбы является неким наказанием для «уклонистов». Но при этом самому гражданину придется доказывать наличие «законных оснований» или уважительных причин. Причем исключительно в суде – действующие правила предусматривают, что заключение призывная комиссия принимает заочно, не вызывая самого молодого человека, не выслушивая его позицию или аргументы.

В свою очередь, опрошенные юристы положительно оценивают выводы КС. Например, Сергей Голубок из адвокатского бюро «Семеняко, Голубок и партнеры» убежден, что не может считаться не исполнившим свою обязанность по защите Отечества гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу либо имевший в соответствии с законом на нее право.

"Невыносимые условия ожидания призыва"

Сам заявитель сейчас полностью удовлетворен принятым КС решением. «По словам представителя парламента Чечни Хамзата Дадаева, граждане республики, не призванные в армию без их «активного уклонения»,не будут ограничены в правах и смогут работать в государственных органах". То, что на военную службу призывают далеко не всех юношей соответствующего возраста, он назвал традицией, причем заложенной еще в советское время.

На самом деле это особенность некоторых регионов, в первую очередь южных – оборонное ведомство устанавливает для них заниженный план призыва. И если в крупных промышленных центрах молодые люди пытаются любыми способами «откосить» от армии, то в других местностях ситуация диаметрально противоположная. Скажем, только в Ростовской области зафиксированы иски трех граждан, требующих (!) отправить их в вооруженные силы. В своих заявлениях они жалуются на «невыносимые условия ожидания призыва», рассказывают о желании отдать долг Родине, ну и так далее. 

К слову, все подобные требования в итоге судами были удовлетворены.

По бразильской системе

Комментируя цели спорного закона, Сергей Маврин ссылается на мировой опыт. По его словам, «повышения престижа и привлекательности военной службы» можно добиться разными путями. 

Например, в Израиле демобилизованным предоставляются преференции при поступлении на государственную гражданскую службу. Ограничительные меры были введены в Бразилии, но и там их признали неконституционными.

Опрошенные РАПСИ руководители органов государственной власти отказались официально комментировать вопрос найма на работу «уклонистов». Не для печати многие из них связывают эффективность введенных законом ограничений с размером оплаты труда чиновников. А для судов эта проблема сейчас не актуальна: «Две трети наших сотрудников – женщины, – говорит председатель одного из районных судов. – Только они соглашаются трудиться за 14 тысяч рублей в месяц при достаточно высоких требованиях (в том числе наличие высшего юридического образования и стажа). Молодые люди предпочитают искать работу в МВД и других силовых ведомствах», – констатирует судья.

Отметим, что по данным Росстата, среднемесячное довольствие в территориальных органах федеральных ведомств составляет 31,4 тысячи рублей, что ниже средней зарплаты по стране (35,5 тысячи рублей). Тогда как доходы чиновников субъектов Федерации достигают даже 110 тысяч рублей. Но ситуация очень зависит от региона. Например, сотрудники органов власти Тывы зарабатывают почти в два раза больше, чем обычный житель республики. В Москве же служащие федеральных ведомств получают в два раза, а региональных – в 1,25 раза меньше среднестатистического трудящегося столицы.

В негосударственном секторе нет единых стандартов по приему на работу «уклонистов»: «Согласно Трудовому кодексу РФ, отсутствие документов воинского учета не может быть причиной отказа кандидату, равно как и непрохождение службы в армии, – напоминают в агентстве HeadHunter. – Если, например, у самого руководителя нет отдельных «пунктиков» на предмет необходимости службы в армии, или этого не требует сфера деятельности компании, то в целом наличие такого опыта значения не имеет».

Для справки

В период осенней призывной кампании 2014 года на военную службу планируется призвать 154 тысячи человек.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в минувшем году за уклонение от призыва на военную службу было осуждено 738 человек.
 
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)