Граждане, имеющие вид на жительство иностранного государства, вправе быть членами российских избирательных комиссий. Такое решение вынес 22 июня Конституционный суд (КС) РФ. По мнению судей, ограничение права лиц данной категории участвовать в управлении страной не согласуется с принципом равенства прав и свобод граждан, и необоснованно ставит под сомнение их лояльность по отношению к Российской Федерации.

 

Сергей Князев, судья Конституционного суда РФ

 

В настоящем постановлении КС рассматривал ситуацию, связанную с приобретением гражданином России права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Исследовав особенности и юридические аспекты приобретения гражданином такого правового состояния, суд пришел к нескольким выводам. Во-первых, приобретение такого особого правового статуса не противоречит Конституции, гарантирующей всем гражданам право свободно покидать территорию Российской Федерации и возвращаться назад. Во-вторых, такое право не приводит к возникновению устойчивой политико-правовой связи между гражданином России и государством, на территории которого гражданин получил вид на жительство. Ведь политическими правами на территории этого государства гражданин России, как правило, не обладает. В-третьих, постоянной эту связь с иностранным государством тоже назвать нельзя: как правило, вид на жительство предоставляется лишь на какой-то определенный срок. И, в отличие от гражданства, обладатель статуса долгосрочного резидента может быть лишен его по инициативе государства, предоставившего этот статус. А это в принципе невозможно по отношении к тем, кому предоставлено гражданство.

Суд при вынесении данного постановления учел правовую позицию, высказанную в определении КС 2007 года по делу Владимира Кара-Мурзы*. Однако из-за определенной схожести того дела и жалобы гражданина Малицкого суд пришел, на мой взгляд, к принципиальному выводу, что получение вида на жительство на территории иностранного государства никак не может быть приравнено к получению второго гражданства. В этом смысле получение вида на жительство не приводит к такому конфликту интересов гражданина РФ и его интересов как обладателя вида на жительство, который бы ставил под сомнение возможность осуществлять право на участие в управлении государством, в частности, в составе территориальных избирательных комиссий.

Отмечу особо, что по закону гражданин вправе не извещать кого бы то ни было о наличии у него вида на жительства в иностранном государстве. Если бы заявитель Малицкий по собственной инициативе в свое время не известил избирательную комиссию, возможно, он продолжал бы исполнять обязанности члена территориального избиркома вплоть до настоящего времени.

Напомню, что источником власти и субъектом народовластия в Российской Федерации являются все граждане России независимо от того, на какой территории они проживают. Безусловно, законодатель вправе в целях обеспечения публичных интересов и охраны основ конституционного строя вводить определенные ограничения. Но такие ограничения должны иметь объективную и необходимую природу. В этом смысле анализ действующего законодательства РФ и зарубежного законодательства, международно-правовых актов, где затрагиваются вопросы вида на жительство, послужил основанием для КС сделать вывод: вид на жительство и его получение гражданином России объективно никакой угрозы основам конституционного строя не представляет.

 

* В декабре 2007 года КС отказался рассматривать жалобу Владимира Кара-Мурзы, имевшего на тот момент помимо российского британское гражданство, и желавшего стать кандидатом в депутаты Московской областной думы от Союза правых сил. Заявитель попытался оспорить конституционность одной из норм закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", по которой не имеют права быть избранными россияне, имеющие двойное гражданство, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

КС в отказном определении, в частности, указал: гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства, "находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается".