МОСКВА, 24 янв - РАПСИ. Прокуроры Валерий Лахтин и Гульчехра Ибрагимова не исключили, что против экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева может быть возбуждено третье дело. Позицию Генпрокуратуры по второму "делу ЮКОСа" и по перспективам нового уголовного преследования экс-руководителей компании прокуроры изложили в интервью газете "Комсомольская правда".

Хамовнический суд Москвы в конце декабря 2010 года вынес обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву по обвинению в хищении нефти и отмывании выручки. Они оба осуждены на 14 лет лишения свободы. По первому делу они в 2004 году были приговорены к восьми годам лишения свободы.

"Сейчас в розыске находятся 18 соучастников Ходорковского и Лебедева. Если в ходе их поиска будут вскрыты новые факты преступлений, то следственные органы будут обязаны предъявить им дополнительное обвинение и направить дело в суд. Это наша обязанность, которая предусмотрена в статье 21 УПК РФ", - сообщили гособвинители в интервью, опубликованном в понедельник.

Они напомнили, что первое дело было заведено в связи с завладением акциями ОАО "Апатит" и уклонением от уплаты налогов компаниями, подконтрольными ЮКОСу. Когда вину Ходорковского и Лебедева установили, то первую часть дела направили в суд, но расследование на этом не закончилось. Следователи нашли факты хищения нефти и акций дочерних компаний ОАО "ВНК", после получения доказательств было возбуждено второе уголовное дело.

Отвечая на вопрос, почему не заводятся дела против других предпринимателей, которые использовали подобные схемы в разных отраслях, прокуроры напомнили, что расследование по "делу ЮКОСа" ведется не первый год.

"Это то же самое, что сказать: взятки берут все - и возбудить уголовные дела в отношении всех чиновников. Согласитесь, так не делается. В отношении Ходорковского эти факты тоже были выявлены не сразу, а только после нескольких лет расследования. Противоправные действия тщательно скрываются, им придается видимость законных сделок", - сказали собеседники издания.
Они призвали не расценивать как неуверенность или пассивность поведение Генпрокуратуры, которая не стремится широко разглашать свою позицию по "делу ЮКОСа".

"Наша позиция изложена в суде, и суд с ней согласился. Что касается общения с журналистами, мы стремились избежать любого давления на суд. Так полагается по закону. Но такое поведение многими расценивается как слабость, неуверенность либо пассивность. Это ошибочно", - заявили прокуроры.

Разговоры о "политическом заказе" процесса по делу Ходорковского и Лебедева гособвинители назвали "пиар-ходом".

"В суде были доказаны схемы движения похищенной нефти и легализованных денег. Поэтому такие разговоры (о политической подоплеке дела) - это не более чем пиар-ход, необходимый для отвлечения внимания и создания образа политического узника. На самом деле перед судом предстали расхитители, обокравшие государство и простых акционеров на миллиарды долларов. Они должны и будут сидеть", - заявили представители Генпрокуратуры.

Как пишет газета, в 2002 году Ходорковский решил разместить акции ЮКОСа на фондовом рынке США. Но поскольку любая компания, акции которой котируются на американской бирже, автоматически подчиняется законам Штатов, юристы объяснили Ходорковскому, что если все их махинации вскроются, то по американским законам ему грозит тюрьма лет на 20. В феврале 2003 года Ходорковский решает не рисковать, о чем свидетельствует его письмо вице-президенту компании по финансам Олегу Шейко.

"Если юристы не подтвердят, что мои личные риски ограничены разумным сроком, я не буду подписывать форму (соглашаться на размещение акций в США), так как при политическом развитии моей карьеры через пять лет американский крючок становится опасным", - говорится в письме.

"Данный документ говорит о многом. Но из него напрашивается вывод: в политику рвался человек, который боялся своих уголовных преступлений даже перед американским правосудием", - считают в Генпрокуратуре.

"Комсомольская правда" также публикует предоставленные Генпрокуратурой РФ схемы хищения акций и ухода от налогов, документы из служебной переписки руководства компании.