МОСКВА, 24 мая - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Ограничение неприкосновенности судей, в том числе в виде упрощения процедуры проведения в их отношении оперативно-розыскных мероприятий, может привести к уменьшению независимости судей, заявил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов на заседании Совета судей.

Глава высшего арбитража говорил также о законопроекте, отменяющем преюдицию судебных решений для следственных органов, и о том, что норму судебной нагрузки должны принять сами судьи, не дожидаясь соответствующего решения министерства финансов.

Риск потери независимости

Иванов сказал, что не видел текста законопроекта, ограничивающего неприкосновенность судей, но сама идея вызывает у него "двойственные чувства".

"С одной стороны, мы лишены возможности оценить, что было и чего не было в том или ином поведении судьи, довольно странном. Когда мы анализируем те или иные решения или действия судьи и видим ничем необъяснимую странность, мы не можем понять, как это решение было принято, под влиянием каких факторов, кто оказал давление на судью", - отметил глава ВАС РФ.

В этом смысле, по его словам, ограничение неприкосновенности может сыграть позитивную роль.

Но в то же время Иванов считает, что при нынешнем состоянии правоохранительной системы, прежде всего, силовых органов, ограничение неприкосновенности может быть обращено против судейской независимости.

По мнению председателя высшего арбитража, данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут использоваться как при назначении судей, так и для влияния на принимаемые судьями решения. Особенно эта проблема, по мнению Иванова, будет актуальна для судей по уголовным делам.

"Этот риск перевешивает те риски, что мы не можем выяснить, по каким причинам судья принял то или иное решение", - сказал глава ВАС.
Он также высказал мнение, что ограничение неприкосновенности судей невозможно без "компенсационных мер, значительных по объему и жестких".

К числу таких мер Иванов отнес установление обязанности следственных органов доводить до сведения полномочных органов информацию о проведение оперативных мероприятий в отношении судьи, ужесточение уголовной ответственности за злоупотребления в этой сфере и изменение порядка назначения судей, прежде всего, председателей судов и их замов.

Руководитель ВАС РФ напомнил о своей идее назначать председателей судов и их заместителей решениями пленумов судов.

"Пугающий" законопроект

Иванов заявил, что его "немножко пугает" инициатива одного из депутатов, который внес в Госдуму законопроект, согласно которому при расследовании уголовных дел можно не учитывать факты, установленные решениями судов по гражданским и административным делам. По мнению главы ВАС, это будет означать отмену преюдиции судебных актов.

"Решения судов будут фактически аннулироваться по решению руководителя следственного комитета, например", - сказал Иванов.

На независимость судей и на правовую ситуацию в стране в целом влияние окажется негативным, считает председатель ВАС.

Председатель комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков в апреле внес в нижнюю палату законопроект с поправками Уголовно-процессуальный кодекс, которые СМИ расценили как отменяющие принцип преюдиции.

В частности, если поправки будут приняты, следственные органы смогут продолжать расследование уголовного дела по экономическому преступлению даже в том случае, если арбитражный суд вынесет по тем же обстоятельствам дела решение об отсутствии нарушений закона.

Зарплата в пользу коррупции

Иванов также призвал ускорить принятие законопроекта о снижении нагрузки на судей и повышении оплаты труда судей, работающих с перегрузкой. Этот законопроект разработан ВАС и недавно был вынесен на обсуждение.

По словам главы ВАС, ситуация с оплатой труда судей становится все сложней и сложней. "Из-за того, что давно не было индексации, реальная покупательная способность зарплаты судей снизилась. По нашим оценкам, снижение составляет порядка 35-40%", - заявил Иванов.

По его словам, не было смысла значительно повышать зарплату судей в 2005 году, чтобы в последующем обесценить ее, не проводя индексацию. По мнению Иванова, это не соответствует "тенденциям борьбы с коррупцией".

"Как можно одной рукой бороться с коррупцией, а другой снижать уровень оплаты труда судей?", - задал риторический вопрос докладчик.

Иванов заявил, что Минфин не будет утверждать норму нагрузки на судей, к которой ВАС РФ в своем законопроекте хочет привязать уровень оплаты труда, поскольку сейчас нагрузка в четыре раза выше научно обоснованных норм. Минфин не будет утверждать, потому что следом придется повышать штат в четыре раза, считает Иванов.

"Нам придется утвердить эти нормы самим", - сказал руководитель одного из высших судов.

Совет судей России в конце 2010 года принял постановление, в котором подверг критике подготовленный министерством финансов проект федерального закона об изменении системы оплаты труда судей.

В законопроекте устанавливается, что новые условия оплаты труда не предусматривают доплату за выслугу лет, 50-процентную доплату к окладу за особые условия труда, надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист РФ", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, а также ежеквартальные и годовые премии.

Также законопроект Минфина исключает существующий сейчас принцип привязки окладов рядовых судей к окладам председателей Верховного и Высшего арбитражного судов.

По мнению Совета судей, предлагаемая система оплаты труда не позволит дифференцировать зарплату судей с учетом стажа, нагрузки, профессиональной и научной квалификации и приведет к снижению уровня материальных гарантий независимости судьи.

Совет судей на пленарном заседании, проходившем с 30 ноября по 2 декабря 2010 года, принял решение не поддерживать законопроект Минфина о реформировании системы оплаты труда судей.