МОСКВА, 15 июн - РАПСИ. Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в письменном интервью ряду зарубежных изданий подверг западные правительства резкой критике за "вялую" реакцию на проблемы соблюдения прав человека в России.

"Главное заблуждение некоторых людей на Западе заключается в том, что они считают в отношениях с Россией "реальной политикой" отказ от отстаивания евро-атлантических ценностей демократии, прав собственности и верховенства закона... За отсутствие единой лидерской позиции в российском вопросе, за нынешнюю инертность в сфере прав человека, обусловленную инертностью в сфере энергетики, и не только ею, скоро придется дорого заплатить. В прямом и в переносном смысле. И России, и остальной Европе", - считает Ходорковский, интервью с которым публикуют Le Figaro, The Wall Street Journal, Il Mondo, Die Frankfurter Allgemeine Zeitung.

На вопрос о том, как он расценивает перспективы условно-досрочного освобождения (УДО), предприниматель ответил, что не питает никаких иллюзий на этот счет.

По словам Ходорковского, теоретически, даже после второго приговора, он "технически по закону" уже имеет право на УДО, так как провел больше половины всего срока в тюрьме. "Чтобы это произошло, нужна политическая воля", - считает Ходорковский.

"Моему освобождению мешает целая группа людей, ставших миллиардерами и мультимиллионерами на разгроме ЮКОСа", - утверждает экс-глава компании.

На вопрос, не намерен ли он в надежде на УДО воздержаться от резких высказываний, экс-глава ЮКОСа напомнил, что в последние годы перед арестом он активно занимался общественной деятельностью и боролся за гражданские права. В частности, по словам Ходорковского, он финансировал оппозицию, поддерживал независимые СМИ, помогал в работе по политическому просвещению молодежи.

"Тюрьма изменила средства, но не цель. Ситуация такова, что моя линия поведения в тюрьме уже не несет новых угроз для моих друзей, семьи, коллег. За себя я не боюсь. А жизнь без цели - не жизнь. Еще в детстве мне оказалась близка мысль: "лучше ярко блеснуть и погаснуть, чем бессмысленно медленно тлеть". Так и живу", - отметил Ходорковский.

По просьбе изданий он рассказал о том, что считает своей главной ошибкой в 90-е годы.

"Может быть недостаточно быстро понял, что деньги сами по себе неинтересны. Но я начал свою благотворительную деятельность еще до конца 90-х, и моим главным приоритетом уже тогда было обращение к гражданскому обществу", - добавил Ходорковский.

Отвечая на вопрос, возможен ли третий процесс, связанный с обвинениями в убийстве или покушении на убийство, Ходорковский сказал, что после обвинения в хищении всей добытой ЮКОСом нефти его уже трудно чем-либо удивить.

"При этом, вы только что сами сказали: мне никогда не предъявлялись такие обвинения. Я предпочитаю исходить из фактов", - сказал экс-глава ЮКОСа.

Ходорковский также заявил, что не разочарован решением, вынесенным по его жалобе Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), который в мае, рассмотрев жалобу Ходорковского по первому делу, не усмотрел в преследовании бизнесмена политики. При этом ЕСПЧ признал условия содержания Ходорковского в СИЗО после 2005 года нарушением статьи 3 Европейской конвенции о правах человека, срок его заключения под стражу на время расследования и судебных слушаний - нарушением статьи 5. Кроме того, ЕСПЧ нашел ряд процедурных нарушений в его заключении под стражу.

"Европейский Суд по правам человека, так же как и западные правительства, уже в ряде случаев встал на мою сторону... Что касается решения ЕСПЧ, я предлагаю Вам внимательно прочитать постановление ЕСПЧ. Я считаю постановление Суда, касающегося моего ареста 25 октября 2003 года и дальнейшего содержания под стражей во время первого суда, значительным успехом... Восемь нарушений конвенции по одной жалобе - это своеобразный рекорд! При этом, вопрос о справедливости первого процессе по существу даже не рассматривался еще", - отметил Ходорковский.

"Дело ЮКОСа" - одно из самых громких в России за последние годы. В начале 2000-х годов российские власти обвинили руководство ЮКОСа - крупнейшей в то время нефтяной компании в стране - в экономических преступлениях. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти".

По итогам рассмотрения первого дела Ходорковский и бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев в 2005 году получили по восемь лет лишения свободы. Суд признал их виновными в ряде экономических преступлений, в том числе в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

В декабре 2010 года Хамовнический суд Москвы, рассмотрев второе дело в отношении Ходорковского и Лебедева, приговорил их к 14 годам колонии по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки. Мосгорсуд 24 мая смягчил им наказание на один год. С учетом первого приговора и проведенного в заключении времени срок наказания экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" истекает в 2016 году.