МОСКВА, 23 янв - РАПСИ. Президиум Верховного суда (ВС) РФ в среду признал незаконными и отменил решения о продлениях ареста бывшего прокурора Северо-Западного административного округа (СЗАО) Москвы Валерия Самойлова, осужденного в 2010 году по делу о махинациях с распродажей незаконно изъятых у столичных фирм товаров.

Таким образом, президиум удовлетворил представление главы ВС РФ Вячеслава Лебедева, в котором тот ссылался на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), взыскавшего с России 3,5 тысячи евро в пользу осужденного в связи с нарушением статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции о защите прав человека.

Представление поддержал и замгенпрокурора РФ Виктор Гринь, отметив, что при постановлении решения об аресте и продлениях суды, начиная с Замоскворецкого, который июне 2008 года в первый раз продлил Самойлову заключение под стражу, не приводили конкретных фактов и обстоятельств, действительно обосновывающих необходимость оставлять экс-прокурора в СИЗО.

В частности, с марта по август 2009 года следователи обосновывали продление ареста тем, что защита находится на стадии ознакомления с материалами дела. Однако ссылка на необходимость проведения каких-либо следственных действий не может служить основанием оставления под стражей, считает прокурор Гринь.

В свою очередь адвокат Самойлова отметила, что в ЕСПЧ подавалась еще и вторая жалоба, решение по которой пока не принято. В ней указано, что с ноября 2009 года, когда дело уже было передано в суд, продление ареста бывшего прокурора было незаконно в связи с тем, что он обвинялся по уже утратившему силу закону.

Мосгорсуд в июне 2010 года приговорил Самойлова к девяти годам колонии строгого режима. Суд установил, что он входил в организованную преступную группу, участники которой мошенническим путем похитили имущество на 550 миллионов рублей. Организатор группы Борис Лисагор получил 13 лет колонии строгого режима, а еще шесть ее участников - от семи лет условно до десяти лет колонии. Верховный суд РФ впоследствии подтвердил приговор.

По версии следствия, участники группы фальсифицировали материалы оперативно-розыскной деятельности и на их основании признавали контрабандой товары, хранящиеся на складах коммерческих фирм. После незаконной конфискации товары распродавались участниками группы по заниженной цене.