С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 дек - РАПСИ, Кирилл Чулков. Командир корвета "Стерегущий" Балтийского флота Михаил Буркин, обвиняемый в поборах с моряков на сумму более 2 миллионов рублей, заявил в среду в суде, что собирал деньги для передачи начальству, передает корреспондент РАПСИ из зала 224-го гарнизонного военного суда, где слушается дело.

Согласно обвинительному заключению, капитан 2 ранга Михаил Буркин требовал от подчиненных от 40 до 50 тысяч рублей с получаемых моряками в соответствии с приказом министра обороны номер 1010 ежеквартальных премий, то есть около половины всей суммы. Уголовное дело было возбуждено осенью 2012 года первоначально по части 1 статьи 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ (максимальная санкция - 4 года заключения).

Позже дело было переквалифицировано на часть 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, максимальная санкция - 10 лет заключения).

Кроме того, в деле появился второй фигурант - заместитель начальника отдела организационно-планового финансирования и сопровождения контрактов филиала номер 2 Управления финансового обеспечения (УФО) Минобороны РФ Андрей Литвинчук.

По данным следствия, Литвинчук с Буркиным с июня 2011 по январь 2012 года получили от 25 моряков «Стерегущего» 2 миллиона 64 тысячи рублей.

"Была возможность выбить дополнительную премию"

На первом заседании во вторник Буркин заявил, что лишь «частично» согласен с предъявленным обвинением. Капитан признал, что незаконно собирал деньги с подчиненных, но исключительно «для передачи наверх». Литвинчук свою вину полностью отрицает.

На заседании в среду Буркин рассказал, что Литвинчук предложил ему выбить для моряков «Стерегущего» премии в соответствии с приказом номер 1010 при условии, что 30% суммы командир «Стерегущего» будет передавать Литвинчуку. По словам Буркина, Литвинчук не сообщал, каким образом ему удастся добиться выплаты премий.

«Я так понял, у Литвинчука была возможность выбить эту дополнительную премию, потому что из наших военных никто никогда не говорил, что можно эту премию получить», - заявил Буркин в суде.

Буркин рассказал, что для получения премий писал под диктовку Литвинчука письма на имя начальника УФО, где в частности указывал, в каких мероприятиях участвовал «показательный» корвет «Стерегущий».

Буркин отверг обвинение в том, что ему было известно о завышении Литвинчуком численности личного состава корабля для получения повышенных премий. «Я не знал, как происходит завышение этих сумм. То, что это это идет путем обмана и завышения я не знал», - сказал Буркин.

Также бывший командир корабля заявил, что вообще не предоставлял Литвинчуку никаких сведений о численности личного состава, а его учет велся в штабе бригады. Кроме того, на «Стерегущем», по словам Буркина, постоянно проводилась интенсивная боевая подготовка, а перед каждым морским переходом штаб проверял укомплектованность корабля личным составом.

Бывший командир «Стерегущего» рассказал суду, что показательный корвет был первым кораблем, построенным за 16 лет для ВМФ России. Однако готовить корабль к постоянным инспекциям и официальным мероприятиям морякам приходилось за счет собственных средств. Небольшие суммы для этого постоянно собирались еще с 2008 года. Тратиться приходилось на краску, «единообразные» щетки, мыльницы и полотенца в кубрике и даже закупать посуду «для представительских нужд».

«Когда матросы получают по 18 тысяч, а начальство приходит и постоянно тебя долбит - командиры боевых частей корабля и раньше собирали деньги на текущие нужды», - сказал Буркин в суде.

"Рассчитывал, что моряки получат больше денег"

По словам бывшего командира «Стерегущего», соглашаясь на предложение  Литвинчука, его цель была, чтобы матросы получили больше денег. Всю собранную сумму, а это почти 2,5 миллиона рублей, Буркин, по его словам, полностью передал Литвинчуку в ходе пяти личных встреч.  Экс-командиру даже приходилось, по его словам, докладывать из личных средств и занимать недостающие суммы.

«Я рассчитывал, что моряки получат больше денег. То, что я возьму для передачи деньги, часть у них все равно останется. Это будет больше, чем они получили бы», - сказал Буркин в суде.

Буркин заявил, что признает свою вину частично, поскольку понимает, что любой сбор денег с военнослужащих незаконен. «То, что я даже себе не оставлял, а отослал наверх, они же мне все равно эти деньги приносили», - сказал он.

Показания свидетелей, бывших подчиненных Буркина, разнятся в том, что им говорил командир в качестве основания для возврата половины премий. Одни свидетели утверждают, что Буркин собирал деньги на корабельные нужды и размер суммы их не смущает, другим, по их словам, командир в качестве условия начисления премий требовал отдать половину суммы. «Я всем не говорил, что эти деньги я собираю для передачи наверх», - сказал Буркин в суде.

В допросе бывшего командира «Стерегущего» на заседании в среду участвовал и второй подсудимый. Литвинчук отрицает всякую свою вину и даже ставит под сомнение сам факт личных встреч с Буркиным.

Потерпевшая сторона по этому делу заявляла гражданский иск, требования которого оба подсудимых еще на первом заседании во вторник не признали. В перерыве заседания в среду судья Александр Шляхов в разговоре с корреспондентом РАПСИ допустил, что накануне мог оговориться и неверно озвучить сумму гражданского иска. Сообщалось, что она составляет 2064 рубля, тогда как на самом деле, подтвердил судья, она совпадает с общей суммой предполагаемых следствием поборов - 2 миллиона 64 тысячи рублей.