МОСКВА, 21 фев — РАПСИ. Развитие института судебного инвестирования привлечёт к участию в процессах высококвалифицированных юристов, что улучшит качество и оперативность правосудия, считает председатель Совета судей РФ Виктор Момотов.

«Судебное инвестирование обеспечивает рост рынка юридических услуг, повышает привлекательность судебного представительства для квалифицированных юристов. Чем больше высококлассных юристов будет приходить в суды в качестве представителей, тем выше будет качество и оперативность правосудия», — заявил Момотов в ходе заседания круглого стола общероссийской общественной организации «Деловая Россия», посвященного вопросам финансирования судебных процессов в России.

Спикер добавил, что судейское сообщество не меньше инвесторов, истцов и адвокатов заинтересовано в развитии судебного инвестирования, поскольку для выработки законной и обоснованной правовой позиции по делу судья нуждается в квалифицированном диалоге на одном профессиональном языке с представителями сторон.

По словам Момотова, судебные инвестиции также предоставляют возможность получить квалифицированную правовую помощь лицам, неспособным оплатить юридические услуги из собственных средств. При этом предварительный отбор наиболее перспективных исковых заявлений позволит отбросить очевидно надуманные требования и предоставить поддержку только тем искам, которые имеют под собой реальную основу.

Варианты инвестиций

К числу наиболее привлекательных для судебного инвестирования категорий гражданских дел Момотов отнес страховые споры и споры, связанные с защитой прав потребителей. Он привел статистические данные, согласно которым суды ежегодно рассматривают свыше 300 тысяч дел о защите прав потребителей, при этом исковые требования по таким делам удовлетворяются в 80% случаях, а общая сумма взысканий превышает 30 миллиардов рублей в год.

Кроме того, он сообщил, что по итогам рассмотрения страховых споров с участием граждан, суды удовлетворяют 90% исковых заявлений, а совокупная сумма взысканий составляет 33 миллиарда рублей.

«Цена исков по таким спорам редко исчисляется десятками миллионов рублей, однако их большое количество, оперативность рассмотрения и очень высокая вероятность удовлетворения требований могут сделать их привлекательными для инвесторов», — отметил Момотов.

К числу перспективных для инвестиций дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, глава Совета судей также отнес споры о компенсации морального вреда в связи с причинением ущерба жизни и здоровью, в том числе связанного с некачественным оказанием медицинских услуг.

«Если суммировать названные мной категории гражданских споров, то окажется, что ежегодно в суды поступают более 650 тысяч требований, из которых удовлетворяются 85 процентов на общую сумму порядка 70 миллиардов рублей. Инвестиционная привлекательность этих требований повышается тем, что ответчиками по ним чаще всего выступают крупные платежеспособные организации, благодаря чему уровень фактического исполнения решений очень высок», — пояснил Момотов.

Потенциальные препятствия

По словам председателя Совета судей, серьёзным препятствием на пути судебного инвестирования является низкий уровень исполнения судебных решений. «На сегодняшний день в полном объеме исполняется меньше одной трети судебных актов. Полагаю, что судебным инвесторам следует обращать внимание прежде всего на те дела, процент исполнения по которым остается стабильно высоким», — добавил Момотов.

При этом он отметил, что судейское сообщество делает все возможное, чтобы улучшить ситуацию в данной сфере. Так, в рамках процессуальной реформы, инициированной Верховным Судом РФ, предусмотрено указание в исполнительных документах дополнительных данных об организации-ответчике: наименования, места нахождения и адреса, а также индивидуального налогового номера и основного государственного регистрационного номера.

К числу других факторов, которые потенциально могут помешать развитию судебного финансирования, Момотов отнес значительное уменьшение размера судебных расходов, подлежащих взысканию с проигравшей стороны, а также существующий запрет на гонорары успеха, легализация которых стала бы важным стимулом для увеличения судебных инвестиций.