САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Главный обвиняемый по делу о теракте в метро Петербурга Аброр Азимов не смог объяснить, каким образом с его сим-карты 1 и 2 апреля 2017 года были совершены звонки на номер террориста-смертника Акбаржона Джалилова, подорвавшегося в вагоне поезда 3 апреля, передает корреспондент РАПСИ из зала Первого Западного военного окружного суда (ЗОВС), где проходят выездные заседания Второго ЗОВС.

Уточним, что Первый ЗОВС — это переименованный Ленинградский окружной военный суд, а Второй ЗОВС — Московский окружной военный суд.

Ахмад, но не Махбубов

Азимов родился в городе Ош в Киргизии, имеет российское гражданство, женат, трое детей. Имея 7 классов образования киргизской средней школы, в суде он говорил на правильном русском языке с использованием слов, которые редко применяются в повседневной жизни, а также с использованием сложных речевых оборотов. Это было отмечено и результатами психолингвистической экспертизы речи обвиняемого на допросах, которые перед началом дачи показаний зачитала гособвинитель.

По словам обвиняемого, в Москву он приехал в 2011 году и работал поваром-сушистом в ресторане японской кухни. Подсудимый отметил, что в 2016 году ездил в Турцию навестить родственников жены — отца и четырех сестер.

По ходу выступления адвокат Азимова задавала ему уточняющие вопросы. И спросила, где и когда он познакомился с Ахмадом Махбубовым (следствие называет Махбубова непосредственным организатором теракта, он находится в международном розыске). Азимов ответил, что с Ахмадом познакомился в Москве в 2011 году и общался с ним вплоть до задержания. "У Ахмада был выход на дешевые авиабилеты, и я помогал ему с их сбытом. Но это не тот Ахмад Махбубов, которого следствие называет организатором теракта. Мне показывали его фотографию, я по ней не опознал Ахмада, с которым общался в Москве", — пояснил обвиняемый.

"Начал придумывать"

Потом он начал рассказывать про задержание. По его словам, 4 апреля, поссорившись с отцом, который тоже тогда жил в Москве, он решил уехать на Украину и нашел автомобиль через сервис попутчиков Blablacar, но через час их остановил сотрудник ГИБДД, после чего его попросили выйти из машины и пересадили в минивэн томного цвета, где скрутили руки и натянули на голову мешок. "Мы ехали где-то час, потом меня вывели, по ступенькам вниз завели в какое-то помещение и там приковали наручниками к стене. Мне показывали фотографии мужчины, я теперь знаю, что это был Джалилов, но тогда я заявил, что не знаю этого человека и сразу ощутил нестерпимую боль. Это был электрический ток. Мне говорили, что я переводил деньги смертнику, я отрицал и получал удар током. Потом начали спрашивать и про Ахмада.

Под пытками я согласился сказать все, что они от меня хотели, белиберду всякую начал придумывать, лишь бы больше не пытали", — Азимов впервые смог рассказать о месте, в котором, как он утверждает, его держали и пытали в течение двух недель — с 4 до 17 апреля — до официального задержания с изъятием пистолета в Одинцовском районе. Он назвал свое задержание "театральной постановкой", и что сам исполнял роли сотрудников ФСБ, произнося за них те слова, которые они ему говорили на "репетиции".

Деньги смертнику переводил, но не знал его

Далее адвокат попросила его рассказать про сим-карту, с которой было зафиксировано два звонка, поступивших на телефон Джалилова.

По версии следствия, и как следует из имеющихся в деле записей разговоров, Азимов давал Джалилову последние наставления, например, как подчистить свои следы в квартире, которую он снимал.

"Это было 31 марта. Тогда Ахмад спросил, нет ли у меня сим-карт, которые раздаются у мечети. Там бесплатно раздают сим-карты мигрантам, лишь бы они ими пользовались. У меня был iPhone 5. И я вставил сим-карту в кнопочный телефон Каримовой (обвиняемая по этому же делу Шохиста Каримова — прим. ред.). Чтобы проверить карту, я набрал номер Ортикова (Азимов, Каримова и еще один обвиняемый Содик Ортиков жили в одном общежитии в Одинцово — прим. ред.) Потом назвал Ахмаду номер сим-карты, он зарегистрировал профиль в WhatsApp, мне пришел код, я назвал его Ортикову, и тот активировал профиль", — рассказал Азимов.

Также он разъяснил про 2 500 долларов, которые он, по версии обвинения, переводил на карту Джалилова. "Меня Ахмад попросил получить перевод из Турции для нашего бизнеса с авиабилетами. А у меня тогда в Турции брат находился (также обвиняемый по делу Акрам Азимов — прим. ред.), и чтобы не терять на комиссии, я попросил его привезти эти деньги. А потом я по просьбе Ахмада в несколько приемов переводил их на одну и ту же карту. Джалилова я не знал", — заявил подсудимый.

В выходные в ресторанах Москвы ажиотаж

Когда к допросу приступила прокурор, она сразу отметила, что подсудимый подтверждает все свои действия, изложенные в обвинении, но отрицает их террористическую подоплеку. "Вы подтверждаете, что ездили в Турцию, но уверяете, что не для обучения в центре подготовки боевиков, а в гости к родным жены. Вы подтверждаете, что переводили деньги, но уверяете, что не знали их предназначение и кому их переводите. Вы также говорите, что жили вместе с Ортиковым и подтверждаете, что в общежитии оставались ваши вещи, но заявляете, что среди них не было аммиачной селитры, использовавшейся для изготовления СВУ, хотя именно из ваших вещей ее изъяли. И с Ахмадом вы знакомы, но заявляете, что ваш Ахмад — это не Махбубов. А как вы объясните, что с той сим-карты, с который вы создали Ахмаду профиль в WhatsApp, и которая потом хранилась у вас, и которую у вас изъяли, 1 и 2 апреля 2017 года было совершено два звонка Джалилову?" — спросила гособвинитель.

Азимов подтвердил, что эта сим-карта находилась у него, и что он ее никому не передавал, но заявил, что понятия не имеет, как с нее были сделаны звонки Джалилову. "Если я не ошибаюсь, то 1 и 2 апреля — это были суббота и воскресенье. Вы поймите, что в японских ресторанах Москвы в эти дни ажиотаж, а я работал один без сменщика, я бы физически не мог оторваться, чтобы по часу говорить с Джалиловым. Честно, я не знаю, кто и как ему звонил с этой сим-карты, тем более что она находилась при мне. Знаете, на меня этот теракт повесили и сейчас топят", — ответил Азимов.

Прокурор также уточнила, откуда на карте памяти объемом 4 Гб, изъятой из телефона Азимова, взялись схемы изготовления СВУ, использовавшегося для теракта. Азимов сказал, что карту изъяли сотрудники ФСБ и "наверное, сами записали на нее эту информацию".

Председательствующий судья также задал вопрос обвиняемому, он решил уточнить, сколько раз Азимов переводил деньги Джалилову, которого не знал. Тот сказал, что шесть или семь раз, но точно он не помнит.

Наговорил на брата

Интересно, что на предыдущем заседании суд изучал противоречия в показаниях старшего брата Аброра — Акрама Азимова. Во время теракта он находился в Киргизии в больнице, где его задержали и перевезли в Россию 15 марта.

Например, на предварительном следствии он сообщал, что Аброр хотел уехать в Сирию, но его остановил дядя по просьбе матери, что Аброр общался с террористом Ахмадом. Также он подтверждал, что привозил из Турции 2 500 долларов для того, чтобы Аброр перевел их Джалилову и передал их ему 20 марта 2017 года. Но на суде он тоже заявил, что с 15 до 19 марта его держали в "секретной тюрьме", пытали и заставляли давать показания против брата, а потом также устроили "постановочное" задержание в аэропорту.

Еще один теракт

На скамье подсудимых находятся 11 человек: братья Азимовы, Сейфулла Хакимов, Дилмурад Муидинов, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Бахрам Эргашев, братья Ибрагим и Мухамадюсуп Эрматовы, Содик Ортиков, Шохиста Каримова.

Они обвиняются в участии в террористическом сообществе, покушении на теракт, в совершении теракта, а также незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ (статьи 205, 30 — 205, 205.1, 205.4, 222.1, 223.1 УК РФ).

Обвинение утверждает, что 3 апреля 2017 года Джалилов пронес в метро два ранее изготовленных членами террористического сообщества взрывных устройства. Одну из бомб он разместил на платформе станции "Площадь Восстания", а вторую оставил при себе. Первое взрывное устройство было своевременно обнаружено и обезврежено. Второе взрывное устройство Джалилов привел в действие в вагоне поезда между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт". Из пассажиров погибли 15 человек, 67 пострадали.

По версии следствия, обвиняемые готовили еще один теракт в Петербурге, но не смогли исполнить задуманное, поскольку третье взрывное устройство было изъято. Также у обвиняемых, которые были задержаны в квартире в Петербурге и в общежитии в Москве, были изъяты оружие и взрывчатые вещества.