МОСКВА, 7 мая - РАРСИ. Эффективность указа президента РФ Владимира Путина, поручившего правительству исключить возможность решения бизнес-споров путем уголовного преследования предпринимателей, будет зависеть от конкретных мер по реализации документа, считают опрошенные агентством РАПСИ известные российские юристы.

Всегда начинаем за здравие

Адвокату юридической компании "Гриднев и партнеры" Евгению Резнику нравится инициатива президента, но он не понимает, как она будет реализована.

"Объективно говоря, инициатива правильная, но у нас часто бывает, что начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой. Так что надо посмотреть, как эта инициатива будет реализована", - сказал Резник, представляющий интересы крупных компаний в арбитражных спорах.

По его мнению, одним из вариантов может быть такой: если есть хозяйственный спор, уголовное дело не может быть возбуждено до тех пор, пока нет решения арбитражного суда.

"Но у нас даже законодательно принятые нормы о том, чтобы не заключать под стражу фигурантов дел по экономическим спорам, реализуются со скрипом", - напомнил адвокат.

По его словам, если суд хочет избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, он говорит, что в деле нет экономической составляющей, и сажает подозреваемого.
Резник отметил, что сейчас экономические споры у нас решаются "комплексно": возбуждается уголовное дело по статье 159, подаются иски в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд. "И с этих трех сторон бизнес пытаются прессовать, с использованием дубины уголовного дела", - заявил собеседник агентства.

Как отметил Резник, главная проблема здесь в том, что нет четкой дефиниции "хозяйственных споров" и "экономической деятельности". Он также добавил, что инициатива не слишком нова - "об этом говорится последние лет пять".

Арбитражные судьи для таких споров лучше подготовлены

Адвокат, кандидат юрнаук Константин Лукоянов, представляющий, в частности, интересы компании ВР в споре с миноритариями, считает, что речь в инициативе президента идет о попытке упразднения весьма распространенной практики использования механизмов уголовного преследования в экономических спорах предпринимателей и организаций в отношении, например, собственности, или в корпоративных конфликтах.

"Некоторые подобные "споры" имели весьма серьезный резонанс в публичной сфере (например, спор акционеров ОАО "Макси-Групп" или дело Алексея Козлова), однако значительное большинство случаев в средствах массовой информации никогда не освещалось", - отметил эксперт.

По его мнению, уточнение подведомственности судов по экономическим делам обусловлено и оправдано необходимостью обеспечения основных принципов судопроизводства и квалифицированного подхода при разрешении соответствующих споров. "Безусловно, судьи арбитражных судов обладают в большей степени соответствующей компетенцией", - сказал Лукоянов.

Интернет для борьбы с коррупцией

Управляющий партнер компании "Качкин и партнеры" Денис Качкин принципиально важным считает, что в первых же своих распоряжениях президент обратил внимание на совершенствование системы правоприменения. "Это говорит о том, что проблемы здесь наболевшие", - полагает Качкин.

Он прокомментировал ту часть поручений президента, которая связана с расширением использования интернета в судах. По словам эксперта, они вызваны тем, что "в российских судах очевидна проблема коррупции".

Президент Путин в понедельник распорядился до 1 января 2013 года представить предложения, направленные на совершенствование системы размещения судебных решений в интернете и обеспечение доступа к этим решениям, а также до 1 ноября 2013 года представить предложения о возможности трансляции в сети судебных заседаний.

По словам Качкина, 40% споров в лондонских судах - с российским элементом, потому что "российские предприниматели бегут из российских судов в суды более понятные и прозрачные".

"Бороться с коррупцией сложно, но, по наблюдениям из нашей практики, только за счет того, что решения судов стали публиковаться в открытом доступе, коррупции стало меньше. Откровенно несправедливые решения не выносятся", - заявил эксперт.

Он подчеркнул, что распоряжения по части интернета направлены на дополнительное повышение качества правосудия и создание более комфортной среды для предпринимательства. "Остальные инициативы трудно комментировать без подробной расшифровки, что за ними стоит", - добавил адвокат.