Полина Кузнецова, генеральный директор юридической фирмы “Кобзев и партнеры"

Вопрос размера рентных платежей давно был камнем преткновения для судебных юристов. Похоже, что с недавних пор в данном споре поставлена точка. Такой вывод можно сделать, изучив судебную практику.

Напомню, что ранее Гражданским кодексом (ГК) РФ был определен минимальный размер рентных платежей для договоров пожизненной ренты (не менее минимального размера оплаты труда - статья 597 ГК РФ, редакция от 26 января 1996 года) и пожизненного содержания с иждивением (не менее двух минимальных размеров оплаты труда - статья 602 ГК РФ, редакция от 26 января 1996 года).

Поскольку договор ренты относится к гражданско-правовым договорам, минимальный размер оплаты труда, согласно пункту 2 статьи 5 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, должен исчисляться по отношению к ренте из "базового размера", равного в настоящий момент 100 рублям. То есть минимальная величина платежа по договору пожизненной ренты равна 100 рублям, а минимальная  величина средств, выплачиваемых на содержание (то есть поддержание жизни) гражданина по договору пожизненного содержания с иждивением – 200 рублям в месяц.

Разумеется, подобная сумма значительно отличается от величины прожиточного минимума. В соответствии с законом прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, то есть набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Так гласит статья 1 федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П положение части 2 статьи 5 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", предписывающее исчисление платежей по договору пожизненной ренты производить с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы равной 100 рублям, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. При этом, согласно  указанному постановлению, часть 2 статьи 5 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", признанная не соответствующей Основному закону,  утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 года. Однако к указанному сроку  новое правовое регулирование введено не было.

Все это привело к тому, что суды в каждом отдельном деле решали вопрос с выплатами по договору ренты по-разному. Одни исходили из МРОТ равного 100 рублям, другие - из МРОТ, равного 4780 рублям. Третьи же принимали за основу минимальный МРОТ и индексировали его.

Свет в конце тоннеля

Новое правовое регулирование все же было введено - федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В главу 33 ГК РФ были внесены изменения, вступающие в силу опять же с 30 ноября 2011 года.

Существенные новеллы введены в вопросе исчисления рентных платежей по договорам ренты - постоянной ренты, пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением.

Например, статья  597 ГК РФ ("Размер пожизненной ренты") изложена в следующей редакции:

2. Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненной ренты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.

Одновременно пунктом 2 статьи 6 вводного закона установлено следующее:

Действие положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договора постоянной ренты, договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, в случае, если размер выплат по указанным договорам меньше, чем размер, определенный с учетом требований части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются правила определения размера соответствующих выплат, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона). (Цитируется статья 6 федерального закона от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" – прим. ред.).

Таким образом, новое правовое регулирование имеет силу прямого указания закона и обратную силу по отношению к договорам ренты, заключенным до 30 ноября 2011 года. При этом размер рентных платежей по таким договорам не может быть меньше размера, установленного частью второй ГК РФ в новой редакции. Законодатель не оговаривает возмездность или безвозмездность договоров ренты в случае, если такой договор заключен ранее вступления в силу нового закона. Следовательно, можно сделать вывод о том, что закон распространяется на все ранее заключенные договоры ренты. Соответственно, при приведении в соответствие с законом таких договоров следует исходить из величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Иное толкование противоречило бы конституционному принципу недопустимости ограничения гражданских прав по признакам социальной или иной принадлежности (статья 19 Конституции РФ).

Единство судебной практики

Сегодня можно говорить уже о том, что формируется определенная судебная практика. При этом практика довольно единообразная.

Судебные инстанции соглашаются с тем, что платежи по рентным договорам, заключенным до 30 ноября 2011 года не могут быть ниже одного прожиточного минимума в случае пожизненной ренты и двух прожиточных минимумов в случае договора пожизненного проживания с иждивением, причем независимо от того, было ли имущество передано за плату или бесплатно. При этом суды, вынося решения, руководствуются статьей 602 ГК РФ. Она гласит, что при споре о размере содержания суд должен руководствоваться принципом разумности и справедливости.

Таким образом, можно говорить о том, что определенная точка в «рентном споре» все-таки поставлена.