МОСКВА, 24 ноя - РАПСИ. Сенаторы одобрили в среду правительственный законопроект, позволяющий человеку, в отношении которого принимается решение о принудительном лечении, участвовать в судебном заседании.

Законопроект приводит Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ в соответствие с постановлением Конституционного суда РФ. Согласно документу, осужденному, содержащемуся под стражей или лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительного лечения, должна быть предоставлена возможность лично участвовать в судебном заседании.

При желании, осужденный вправе участвовать в заседании суда лично, если его психическое состояние позволяет это. В качестве альтернативы такой человек сможет изложить свою позицию посредством систем видеоконференцсвязи. При этом решение о форме участия осужденного принимает суд.

Лицо, в отношении которого решается вопрос о применении принудительного лечения, также может принимать участие в суде, но при этом учитываются заключения экспертов, участвующих в судебно-психиатрической экспертизе и, при необходимости, медицинское заключение психиатрического стационара.

Явившийся в зал заседаний осужденный или оправданный допускается к участию в судебном процессе во всех случаях.

В настоящее время производство по применению принудительных мер медицинского характера осуществляется в порядке, установленном УПК РФ. Процессуальные права лица, в отношении которого ведется судопроизводство по применению принудительных мер медицинского характера, осуществляет его законный представитель (близкий родственник, орган опеки или попечительства), который привлекается к участию в деле на основании постановления следователя или суда.

Именно законный представитель вправе знать, в совершении какого преступления обвиняется представляемое им лицо, заявлять ходатайства и отводы, представлять доказательства, участвовать в проведении следственных действий, знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебных заседаниях и т.д. Об окончании предварительного следствия и направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера следователь уведомляет также законного представителя и защитника.

Как говорится в документах комитета Совфеда по правовым и судебным вопросам, отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве дифференцированного регулирования прав данной категории лиц, основанного на учете реальной способности лица лично участвовать в процессуальных действиях, означает необоснованные ограничения конституционных прав граждан на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, включая право на судебную защиту.