МОСКВА, 20 ноя - РАПСИ. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который расширяет права общественных объединений на судебную защиту прав и законных интересов их участников, в том числе, вводит институт рассмотрения коллективных исков по аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом (АПК).

В Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ предлагается внести поправки, предоставляющие общественным объединениям право обращаться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов членов этого общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом. Аналогичные изменения предлагается внести и в закон "Об общественных объединениях".

Предлагается изменить положения закона "О защите прав потребителей" и наделить объединения потребителей правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей.

Кроме того, предлагается ввести в ГПК РФ новый институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Аналогичный правовой институт в настоящее время предусмотрен главой 282 АПК РФ, и он, как отмечается в пояснительной записке, успешно применяется в течение ряда лет для защиты прав и интересов юридических лиц.

Институт коллективного иска в ГПК РФ предлагается применять при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы значительного количества граждан (не менее 20) и имеющих особое общественное значение (например, по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения).

Тем самым, как отмечают законодатели, граждане получат возможность отстаивать свои интересы в суде через единого выбранного ими представителя, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что будет способствовать качественному и быстрому рассмотрению дел.

Законопроект определяет категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; порядок их рассмотрения судом; основания для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу.

Важной новеллой законопроекта является статья 248 ГПК РФ, предусматривающая возможность урегулирования возникшего спора сторонами путем проведения примирительных процедур.

Теперь гражданин и орган государственной власти или орган местного самоуправления до вынесения решения суда смогут разрешить конфликт на основе взаимной договоренности, что особенно эффективно при оспаривании индивидуальных правовых актов, решений и действий органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

В настоящее время такая возможность ГПК РФ не предусмотрена, поэтому гражданин всегда вынужден дожидаться, пока по его делу не будет вынесено решение суда.

"Законопроектом предлагается установить, что основным условием возможности оспаривания нормативного правового акта в суде является его применение или возможность применения в отношении конкретного гражданина, организации, что позволит не допустить массового обращения в суды с явно необоснованными заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и, тем самым, будет способствовать оптимизации рабочей нагрузки судей и рассмотрению указанной категории дел в разумные сроки", - отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, суду предоставляется ряд новых полномочий: по ходатайству заявителя или по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства у органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, действия и решения которых оспариваются; приостановить действие оспариваемого акта или решения до вступления в законную силу решения суда; в случае соединения в одном заявлении различных требований, рассмотреть их в разных судебных заседаниях по правилам искового и административного судопроизводства.

Во вторник Госдума приняла также в первом чтении законопроект, направленный на разграничение подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время статья 29 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) относит к подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании отдельных категорий нормативных правовых актов независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

Законопроектом предлагается внести в эту статью поправки, определяющие, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.