МОСКВА, 12 дек - РАПСИ. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в первом чтении проект новой редакции федерального закона "О Счетной палате РФ". За проголосовали 440 депутатов, один воздержался, противников не оказалось.

Документ централизует формирование списков кандидатов от Госдумы и Совета Федерации на должности руководителей и аудиторов Счетной палаты, а также дает этому контрольному ведомству возможность следить за рассмотрением направленных в Генпрокуратуру материалов.

Поправки предложены председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и первыми вице-спикерами Александром Жуковым и Иваном Мельниковым.

Законопроект содержит положения о составе и структуре Счетной палаты, полномочиях и ограничениях представителей ведомства, порядке проведения проверок и взаимодействия с госорганами. Он синхронизирован с международными документами, регулирующими деятельность контрольных счетных органов.

В законопроекте реализованы положения, высказанные президентом по новому правилу утверждения аудиторов, председателя и заместителей председателя Счетной палаты.

Согласно документу, кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты (не менее трех) вносятся президенту РФ советом Госдумы по предложениям фракций нижней палаты. Президент выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Госдуму для назначения на должность. Если ни одна из кандидатур не будет поддержана главой государства, он будет вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Госдуму для назначения.

Кандидатуры на должность заместителя председателя Счетной палаты будут вноситься советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации (также не менее трех кандидатов). В отношении зампреда будет действовать такой же порядок, как и по председателю контрольного ведомства: президент выбирает одну из кандидатур и вносит ее в Совет Федерации или же представляет иную кандидатуру.

Совет Федерации и Госдума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты. При этом палаты парламента будут предлагать президенту по одному кандидату на каждое из мест, а глава государства будет уже представлять этого кандидата к назначению на должность аудитора или выдвигать своего кандидата.

В настоящее время предложения о кандидатах на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты могут вноситься президенту (в зависимости от того, какая палата парламента их назначает) фракциями в Госдуме и комитетами палаты, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов, комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа сенаторов.

Новацией законопроекта является наделение Счетной палаты правом получать от Генпрокуратуры информацию о рассмотрении направленных контрольным ведомством документов.

Предполагается, что в функции Счетной палаты войдет обеспечение мер по противодействию коррупции (в пределах компетенции ведомства). Законопроектом устанавливаются основания для досрочного освобождения от должности главы Счетной палаты, его заместителя, аудиторов.

Согласно документу, глава Счетной палаты, его заместители и аудиторы не имеют права занимать должности в органах госвласти и местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении компаниями; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; получать гонорары за публикации и выступления; вступать в политическую партию в период полномочий.

Устанавливается, что член или группа членов коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в течение трех дней подать председателю особое мнение, которое прилагается к решению коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию.

Как сообщил глава Счетной палаты Сергей Cтепашин, выступая с докладом к законопроекту, данный закон о СП РФ будет первым в Европе, принятым на основе стандартов, разработанных высшими органами финансового контроля.

"Очевидно, что принятие этого закона в той редакции, я надеюсь, мы его не вычистим и не кастрируем ко второму чтению (есть желающие поживиться по этой части), безусловно, ответит на те вызовы времени, которые временем сформулированы, с точки зрения эффективности использования бюджетных средств и противодействию коррупции. Это все учтено", - сказал глава СП РФ.

Вместе с тем Степашин отметил, что законопроект несколько сужает возможность проверки Счетной палатой госкорпораций: "На сегодняшний день мы их проверяем в полном объеме. Вариант тот, который сегодня предложен, мы можем принять только те бюджетные средства, которые выделяются на госкорпорации".