Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Производителей парфюмерно-косметической и пищевой продукции освободили от обязательной сертификации товаров. Ее заменит добровольная декларация соответствия. Нововведение приведет к перераспределению сфер ответственности, последствием чего может стать как новая волна фальсификата, так и ужесточение законодательства.

Декларацию подписывает сам производитель на основании собственных исследований или с участием выбранной им лаборатории. Всю процедуру сертификации проводят аккредитованные для этого Ростехрегулированием организации, они же выбирают лаборатории.

Подписывая этот документ, изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам по безопасности.Декларация соответствия является подтверждением безопасности продукции, отсутствия в них ядов, токсичных веществ, тяжелых металлов. Однако она не гарантирует качества продукции.

Список товаров, подлежащих обязательной сертификации в России сократился на четверть: 78% до 54%. Из их числа исключены питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты и ароматизаторы.

Сохранится контроль над автомобильными шинами, нефтяными маслами, электрооборудованием, автомобили, лифты и бытовые приборы. Сертифицировать будет необходимо и детскую обувь, одежду, посуду, школьную мебель, лекарства и медицинскую продукцию, средства гигиены, спецодежду, музыкальные инструменты, елочные украшения и сигареты.

История

Обязательная сертификация в России была введена в 1993 году. Тогда до 90% всех товаров, продающихся в стране, были поддельными.
После принятия закона о техрегулировании в 2003 году эта система в значительной степени перестала работать. Государство стало проверять только безопасность продуктов и косметики для здоровья. В то же время, право выдавать сертификаты получили и частные организации.

Как следствие, обязательная сертификация перестала быть действенным средством контроля качества продукции, превратившись в мошеннический инструмент. Одним из поводов для отмены сертификации стало именно большое количество контор, активно торговавших всеми необходимыми поддельными документами.

Цена за обязательную сертификацию составляла до 15 тысяч рублей. В связи с чем сертификация потеряла доверие населения и предпринимателей. Заметим, что законная декларация соответствия должна обойтись производителю значительно дешевле - всего в  236 рублей.

Причины

Главной причиной отмены обязательной сертификации эксперты называют соответствующее условие для вхождения во Всемирную торговую организацию.

Кроме того, существенной юридической проблемы было неопределенное разделение ответственности за реализацию некачественного товара между производителем и продавцом.

Теперь основная ответственность перекладывается на производителей, которые смогут тестировать качество на собственных системах безопасности. Авторы законопроекта надеются, что это может снизить цены на продаваемые товары.

Наконец, еще одним фактом, доказывающем недейственность защиты обязательной сертификации, были незначительные размеры штрафов за нарушение ее правил: 1-5 тысяч рублей для физических лиц и 10 тысяч рублей – для юридических.

Зарубежный опыт

В Евросоюзе обязательной сертификации подлежат еще меньше продаваемых товаров, чем в России, - только 15%. И процедура декларирования в большинстве случаев значительно проще. Например, производитель косметики посылает пакет документов в регулирующий орган и подписывает декларацию. Однако по первому требованию он должен предоставить для инспекции все документальные подтверждения.

В то же время, с 1 января 2010 года в Европе вступила в силу директива, ужесточающая требования к продуктам. Теперь качество и безопасность товара гарантирует вся торговая цепочка: изготовитель, импортер и дистрибьютор.

Кроме того, в Европе недавно была внедрена новая форма управления безопасностью пищевой продукции - система "Анализа рисков и критических точек контроля" (HACCP). Для внедрения системы НАССР производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также системе оптовой и розничной торговли.

Таким образом, НАССР контролирует качество продукции на всех этапах пищевой цепи. Внедрение систем НАССР требует законодательство США, Канады, Японии, Новой Зеландии и многих других стран мира.

Однако главным международным знаком качества сегодня остается ISO. Соответствие товара этому стандарты проверяет Международная организация по стандартизации. Она создана в 1946 году, 23 сентября 2005 года в Совет ISO вошла Россия. Обнадеживает тот факт, что сегодня этот стандарт начинает завоевывать популярность в нашей стране.

Недостает России и практики отзыва опасных товаров, действующей в западных странах. Например, в прошлом году в США компания Toyota отозвала 3,8 миллиона автомобилей, поскольку коврик для ног иногда блокировал педаль газа. Отзыв обошелся компании в 440 миллионов долларов. В России ни одного случая отзыва опасной продукции не было.

Последствия

Многие эксперты опасаются, что отмена обязательной сертификации снизит качество потребительских товаров, продаваемых в России. Критики нововведения опасаются волны фальсификата и товаров с опасными ингредиентами.

Действительно, пресечь продажу опасного товара будет сложнее, поскольку проверять предпринимателей теперь можно только раз в три года. Кроме того, по оценкам различных специалистов, лишь около 10-15% российских пищевых производств имеют техническую возможность подтверждать безопасность своей продукции.

Специфической особенностью России является доминирование на рынке фирм-однодневок. У нас их в 50-100 раз больше, чем в развитых странах. Эти фирмы обычно указывают несуществующие адреса. В результате, найти ответственного за некачественный товар почти невозможно.

Тем не менее, большинство экспертов придерживаются мнения, что обязательная сертификация хоть как-то дисциплинировала производителя. Теперь же предприниматели могут посчитать себя безнаказанными.

Однако не следует забывать, что санитарные нормы никто в России не отменял. Соответствие товара требованиям по безопасности по-прежнему будет подтверждать санитарно-эпидемиологические заключения СЭС. При этом выдавать его будет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.

Ожидания

На Западе для производителей максимально снижены административные барьеры, но предельно увеличена их ответственность. Хочется надеяться, что аналогичный принцип будет реализован и в России. Ослабление государственного контроля должно сопровождаться усилением ответственности производителей и продавцов перед законом.

Чтобы нововведение позитивно повлияло на российский рынок и правовое поле, необходимо многократно увеличить размер штрафов, который должны существенно превышать размер прибыли. Помимо существенного сдерживающего фактора для правонарушителей, повышение штрафов могло бы также быть стимулом для изготовителей и импортеров реально отслеживать качество и безопасность товаров.

Впрочем, соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях будут готовы нескоро. До этого времени изменение принципов сертификации продуктов, скорее всего, приведет лишь к смене русла финансовых потоков, появления новых субъектов коррупции.

А главными проигравшими, как обычно, могут оказаться потребители. Тот факт, что проект вступил в силу до того, как были решены все спорные моменты, может привести к плачевным результатам. Несоответствие штрафов и нарушения, плохая осведомленность о нововведениях  населения, а также отсутствие четко прописанного механизма обязанностей и ответственности предпринимателей – очень не хотелось бы, чтобы все это привело к тому, что производства будут закрывать только после очередного ЧП со смертельным исходом.