Владимир Новиков, РАПСИ

Благотворительность нельзя ввести законодательным путем, но государству по силам создать условия для ее возникновения и развития – такова главная идея дискуссий, состоявшихся в ходе Международной конференции "Законодательство о благотворительности: реформы в России и европейский опыт", которая прошла на текущей неделе в Общественной палате (ОП) РФ, сообщает пресс-служба палаты.

Возрождение традиций

Предваряя дискуссию, заместитель секретаря ОП РФ Михаил Островский отметил, что "сегодня в нашей стране традиции благотворительности и добровольчества, прерванные в советский период, начинают возрождаться". По его словам, хотя определенные шаги и сделаны, но "они еще робкие и не всегда приносят тот результат, которого бы хотелось".

Островский сообщил, что ОП принимает активное участие в этом процессе и привел в пример взаимодействие палаты с представителями добровольческих структур, тушивших пожары летом 2010 года.

"В этот момент стало видно, что государственные структуры и добровольческие, решая одни и те же задачи, существуют как бы отдельно. В процессе ликвидации стихийного бедствия их пути стали чуть ближе, но потом вновь разошлись, - отметил Островский. – Хотелось бы, чтобы эта дорога была одна для всех".

"Закрыли 95% вопросов по благотворительности"

Председатель комитета по делам общественных объединений Госдумы Сергей Попов позитивно оценил возможность встретиться с представителями НКО, занимающимися вопросами благотворительности. "Мы вместе движемся по этому тернистому пути, и хорошо, что есть возможность встретиться, обсудить, что получается хорошо и что плохо", - сказал депутат.

Говоря о законе о поддержке социально-ориентированных НКО, депутат отметил имеющиеся возможности для его совершенствования, однако просил обратить внимание, что "этот закон пробил нишу бюрократизма, и с его помощью уже можно решить немало проблем".

Правда, по словам Сергея Попова, законодатели федерального уровня рассчитывали, что следом в субъектах будут приняты аналогичные законы. Однако, как оказалось, на местах пока с этим не спешат.

Парламентарий также упомянул принятые изменения  к закону о благотворительности, которые готовились несколько лет. Благодаря поправкам в законе впервые появилось понятие "добровольчества". К сожалению, развить эту тему законодателям пока не удалось, посетовал Попов, несмотря на то, что с приближением сочинской Олимпиады требуется законодательно закрепить и оплату деятельности волонтеров, и страховку, и питание-проживание.

Также, по словам депутата, удалось добиться налоговых послаблений для более 200 тысяч организаций, занимающихся благотворительностью. "Этим законом мы закрыли 95 процентов вопросов, связанных с благотворительностью", - отметил депутат и заявил, что теперь надо двигаться дальше и работать над "лакунами, которых в новых нормах осталось немало".

Ведущая дискуссию декан факультета медиакоммуникаций НИУ "Высшая школа экономики" Анна Качкаева подвергла сомнению озвученные Сергеем Поповым цифры: "Не очень верится в 220 тысяч благотворительных организаций, и мы не очень понимаем их вклад в благотворительность".

Чудовищное правоприменение

Выступление члена Общественной палаты Ларисы Зельковой получилось еще более скептическим.

Несмотря на очевидные достижения в законотворчестве, Зелькова отметила и серьезные недостатки: "Приняли концепцию развития благотворительности. И в то же время принимаем законы, этим планом не предусмотренные и не очень внятные, а с точки зрения правоприменительной практики, так и вовсе чудовищные".

При этом, по словам Зельковой, возглавляющей Благотворительный фонд Владимира Потанина, государство, заинтересованное в сохранении лояльности граждан, должно использовать механизмы благотворительности для привлечения населения к прямому участию в решении жизненно важных проблем, а не только через налоговые выплаты.

"Важно, насколько будет позволено негосударственным организациям участвовать в выполнении государственного социального заказа, каков будет тренд", - отметила Зелькова.

Благоприятная государственная среда

Глава благотворительного фонда CAF Джон Лоу рассказал в ходе конференции о различных аспектах благотворительной деятельности в Великобритании.

На Британских островах, в частности, более 60 процентов взрослого населения регулярно делают благотворительные взносы и пожертвования. Более 1 миллиона граждан так или иначе вовлечены в координационные процессы этой деятельности.

По словам Лоу, в его стране каждый несет свою долю ответственности за происходящее и никто не может оставаться лишь пассивным получателем социальных благ. При этом задача государства – снизить бюрократические препоны и облегчить людям участие в благотворительных и волонтерских программах, отметил глава CAF.

Докладчик также отметил как одну из особенностей взаимодействие государственных структур с социально-ориентированными организациями на самом нижнем уровне. "На уровне местного сообщества лучше знают проблемы и потребности своих соседей", - отметил Лоу.

Он коснулся и многочисленных механизмов, с помощью которых государство имеет возможность поощрять волонтеров и облегчать деятельность благотворителей. "Сегодня нет закона, чтобы заставить людей заниматься благотворительностью, но государство может создать среду, благоприятную для ее осуществления", - заявил Лоу.

"Заставить заниматься благотворительностью нельзя"

Представитель Центра корпоративного гражданства Германии Михаэль Бюрш в своем выступлении озвучил свою оценку мотивов, побуждающих государство создавать благоприятные условия для развития благотворительности.

"Это довольно эгоистичный интерес государства, особенно в кризисный период, когда государство не может в полной мере отвечать за все социальные программы и ждет поддержки от социально-ориентированных организаций, от бизнеса", - сказал он.

Бюрш отметил, что сегодня государство сталкивается с целым рядом проблем: старение населения, безработица, бедность, и для их решения "нужна не конфронтация, а кооперация государства с бизнесом и социально-ориентированными организациями".

Немецкий эксперт тоже заявил, что "нет и не может быть закона, чтобы заставить людей заниматься благотворительностью, но если у них будут реальные причины для этого, если механизмы будут видны и понятны, то население сможет самостоятельно решить значительную часть своих проблем, это и есть демократия", - считает Бюрш.

Нравственный вопрос

Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что "вопрос благотворительности в первую очередь нравственный, а не правовой".

Он считает важной поддержку государства, распространение информации о благотворительности, однако "если этого нет у человека в душе – благотворительность развиваться не будет".

По мнению Федотова, желание творить добро должно воспитываться в детстве, проникать в человека с "молоком матери". Что касается законодательства в сфере благотворительности, то, по мнению Федотова, оно в России развивается зигзагами.

Что дальше

После обмена мнениями и ответов на вопросы участники конференции перешли к работе по секциям. В ходе заседаний, в частности, обсуждались вопросы регулирования деятельности фондов – с учетом европейского опыта, а также правовой статус социально-ориентированных НКО в России и за рубежом.

Михаэль Бюрш и его коллеги рассказали о взаимодействии гражданского общества и государства в Германии, а российские эксперты размышляли, нужен ли в России закон о фондах.

Особый интерес участников вызвала секция о налоговом стимулировании для доноров, а также возможностям "электронных пожертвований" в России.

Все замечаний, предложения и идеи, высказанные в ходе конференции, будут обобщены, изучены, и лягут в основу дальнейшего совершенствования законодательной базы для благотворительности в России.