Сергей Феклюнин, РАПСИ

"Ребята, давайте жить дружно!" - слова Кота Леопольда могут стать девизом корпуса судебных примирителей – такой новый институт при арбитражах предлагает создать Высший арбитражный суд (ВАС) РФ для содействия мирному урегулированию судебных споров. Он будет дополнять институт медиации и конкурировать с ним, что расширит возможности для участников споров, желающих договориться по-хорошему.

Кроме того, ВАС РФ предлагает закрепить возможность мирного урегулирования публично-правовых споров, чего в российском законодательстве до сих пор не было.

Подготовленный ВАС законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур" принят постановлением Пленума высшего арбитража и отправлен в Госдуму. Эксперты, опрошенные РАПСИ, высказали в отношении проекта сдержанный оптимизм. По их мнению, новый институт может поспособствовать разгрузке судов, но вряд ли радикально.

Медиация пока не заработала

Когда речь заходит о необходимости уменьшить число судебных разбирательств, имеется в виду не только и даже не столько забота о судьях, их физическом и психическом здоровье. Хотя они определенно заслуживают сочувствия. Ведь нагрузка на судей, к примеру, в российских арбитражах превышает научно обоснованный норматив в разы, а в арбитраже Москвы - почти в 10 раз.

Основной целью снижения нагрузки является все же повышение качества отправления правосудия. Очевидно: чем больше времени у судьи для изучения всех обстоятельств дела, тем точнее будет его решение. А чем качественнее отдельный судебный акт, тем больше доверия судебной системе в целом.

Одним из способов снижения чрезмерной рабочей нагрузки на суды Комитет министров Совета Европы в своих рекомендациях еще в 1986 году назвал институт примирения сторон на стадии судебного разбирательства. В России первым шагом в заданном направлении стала разработка закона о медиации, который вступил в силу 1 января 2011 года. Однако за первый год действия этого закона с помощью медиаторов было рассмотрено всего 11 (одиннадцать) арбитражных дел.

Методы, сроки и результаты примирения

Основные изменения новый законопроект ВАС РФ предлагает внести в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ. В нем и сейчас есть глава "Примирительные процедуры. Мировое соглашение", но, как отмечается в пояснительной записке, "лаконичность и разрозненность существующих норм не позволили им стать эффективным инструментом урегулирования споров".

Законопроект расширяет эту главу АПК. Во-первых, с двух до пяти частей увеличивается непосредственно статья "Примирение сторон". Самой принципиальной новеллой представляется такая: "Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта по любому делу, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иным федеральным законом".

То есть, особо подчеркивается, что помириться стороны могут даже на стадии исполнительного производства, что в принципе не запрещено и сейчас, но в АПК не было прописано.

Следом разработчики предлагают добавить сразу четыре дополнительные статьи, в которых дается понятие таких примирительных процедур, как переговоры, медиация и судебное примирение, описываются порядок и сроки их проведения.

Инициатором примирительных процедур может выступить как суд, так и каждая из сторон процесса. Если обе стороны согласны, суд откладывает слушания дела до окончания примирительных процедур. В определении о проведении примирительной процедуры суд указывает предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура, сроки ее проведения. По общему правилу, срок - месяц. Но он может быть продлен судом - еще не более чем на месяц.

Если за это время стороны не пришли ни к какому соглашению, суд приступает к судебному разбирательству по существу. В противоположном случае, когда стороны заключают мировое соглашение, что можно было бы назвать идеальным завершением примирительной процедуры, это соглашение проверяется судом и утверждается. Или не утверждается. Во втором случае суд сам рассматривает спор.

Но поправки в АПК предполагают и некий перечень промежуточных результатов примирения сторон. Такими результатами могут быть: частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по отдельным обстоятельствам дела.

Мирись, мирись и больше не дерись

Больше всего внимания в законопроекте высшего арбитража уделяется судебному примирению с участием судебных примирителей – эта фигура вводится в законодательство впервые. От наименования "судебный медиатор", которое содержалось в ранних редакциях проекта, отказались. Наверное, чтобы избежать путаницы с "внесудебными" медиаторами.

Судебные примирители, как предлагается, будут аккредитованы при каждом из арбитражных судов. А их списки будет утверждать Пленум ВАС РФ по предложениям судов. Так же, как он сейчас утверждает кандидатуры арбитражных заседателей.

Согласно законопроекту, судебным примирителем может быть судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование.

Конкретного примирителя из списка выберут сами стороны. Если же истец и ответчик не придут к согласию по кандидатуре, "судебный примиритель определяется путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы при наличии технической возможности".

Судебный примиритель не будет являться участником арбитражного процесса, он не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, подчеркивается в проекте.

В то же время прав и возможностей у него будет больше, чем у Кота Леопольда, который действовал только методом убеждения.

Примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле, изучать предоставленные сторонами документы, давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между участниками спора деловых отношений, а также с согласия арбитражного суда знакомиться с материалами дела.

По ходатайству сторон суд может заменить судебного примирителя.

На мировую с государством

Другим принципиальным нововведением, которое предлагает законопроект, является законодательное закрепление примирительных процедур в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Де-факто такой подход ВАС РФ уже демонстрировал при рассмотрении конкретных дел. Так, недавно до надзорной инстанции дошел спор оператора системы скидок "Малина" и Федеральной налоговой службы, которые судились из-за доначисления налогов в размере около 114 миллионов рублей. На стадии пересмотра дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ утвердил мировое соглашение между сторонами. Оно стало первым за всю историю споров российских налоговиков с налогоплательщиками. Постановление ВАС РФ пока не опубликовано, и условия соглашения неизвестны, но сам факт налицо.

Можно также вспомнить резонансные арбитражные споры крупнейших нефтяных компаний России с Федеральной антимонопольной службой в 2009-2010 годах. Тогда нефтяники после продолжительных разбирательств в судах заключали с ФАС мировые соглашения, по условиям которых признавали допущенные нарушения, за что получали снижение антимонопольных штрафов, изначально гигантских.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в некоторых странах примирение и медиация носят обязательный характер в случаях, предусмотренных законом. Например, в США, Канаде, Словении судья вправе обязать стороны провести процедуру медиации. В Великобритании сторона вправе отказаться от предложенной судом медиации, но при этом она понесет все судебные расходы другой стороны, даже если выиграет спор.

В Нидерландах, Германии, Великобритании, Австралии существует обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит менее 10% таких споров.

Авторы российского законопроекта пока таких крайностей не предлагают. Потенциальных участников примирительных процедур планируется стимулировать экономическими методами. При заключении мирового соглашения, в том числе по результатам примирительных процедур, до принятия решения арбитражным судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции – 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции и пересмотра судебных актов в порядке надзора – 30%.

Возвращаясь к мировым соглашениям в публично-правовых спорах, отметим расширенный перечень возможных результатов примирения, который приводится в законопроекте в этой части.

По мнению разработчиков, такими результатами в спорах из административных и иных публичных правоотношений, могут быть признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях.

Достижение любого из этих результатов, если и не приведет к примирению конфликтующих сторон, то по крайней мере значительно упростит и ускорит дальнейшее судебное разбирательство.

По мнению ВАС РФ, наиболее заинтересованной стороной в снижении числа публично-правовых споров в судах должно быть само государство.

"Представляется, что в условиях непростой экономической ситуации и возрастающего количества споров с участием государственных органов именно государство, в том числе в целях укрепления авторитета органов государственной власти, повышения доверия к ним, должно расширять использование примирительных процедур для эффективного урегулирования споров со своим участием", - говорится в пояснительной записке.

У экспертов остались вопросы

Юрист юридической группы "Яковлев и Партнеры" Марина Костина предполагает, что примирительная процедура с участием судебного примирителя, будет более востребованной, чем процедура медиации, так как для ее прохождения не потребуется оплаты сторонами спора дополнительных расходов.

Отметим, что, по задумке разработчиков, принятие закона не потребует значительного увеличения финансирования и из бюджета. В пояснительной записке говорится лишь о том, что из бюджета выпадут доходы, связанные с возвратом до 70% госпошлины, а также потребуется возмещение командировочных расходов судьям в отставке, которые станут судебными примирителями.

При этом саму работу по примирению сторон судьи в отставке и сотрудники аппарата суда будут выполнять без дополнительной оплаты труда. Как пояснил РАПСИ представитель ВАС РФ, если судебное примирение заработает в полную силу, у сотрудников аппарата суда снизится основная нагрузка по подготовке судебных разбирательств, поэтому они заинтересованы во внедрении судебного примирения. А судьям в отставке оно даст возможность самореализации, так как сфер для этого у них раз, два и обчелся – преподавание да творчество.

"Определить эффективность процедуры судебного примирения, будет возможно только после того, как соответствующий закон о внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ получит окончательные формулировки после прохождения I и II чтения в Государственной думе РФ", - говорит Костина.

По ее мнению, любые примирительные процедуры эффективны только тогда, когда стороны заинтересованы в получении положительного результата по итогам их проведения, - в противном случае, прохождение данных процедур лишь увеличивает сроки рассмотрения гражданских дел и создает сторонам условия для злоупотребления предоставленными АПК РФ правами.

Кроме того, напоминает эксперт, действующая редакция кодекса содержит такую примирительную процедуру как заключение мирового соглашения, которая долгое время успешно применятся сторонами на практике и без участия посредников.

Адвокат коллегии "Клишин и Партнеры"  Михаил Коток согласен, что говорить о сокращении судебных споров благодаря внедрению судебного примирения преждевременно. "Будет ли институт примирения пользоваться спросом, зависит от обстоятельств конкретного дела, конфликтности сторон – некоторые стороны настолько негативно настроены, что не сядут за стол переговоров. Поэтому есть мнение, что в качестве примирителей следует привлекать конфликтологов", - полагает Коток

У юриста Legal Capital Partners Ивана Махалина законопроект вызвал двойственные чувства. С одной стороны, документ, по его мнению, будет способствовать распространению примирительных процедур, так как в нем предусмотрено увеличение объема возвращаемой госпошлины.

"Но, с другой, те механизмы, которые предусмотрены, вызывают вопросы. Ведь предполагается, что медиацией будут заниматься и судьи в отставке, и работники аппаратов судов. Что касается последних, то они, как правило, очень загружены и вряд ли смогут участвовать в этих процедурах", - считает Махалин.

Он также отмечает, что документ идет вразрез с ранее принятым законом о медиации, в котором указано, что только профессиональные медиаторы могут заниматься примирительными процедурами в случае, если они начинаются после принятия дела на рассмотрение судом.

"Теперь же устанавливается, что этим могут заниматься и любые другие лица. Таким образом, остается нерешенным вопрос - каким уровнем профессиональной подготовки должны обладать лица, занимающиеся примирительными процедурами в данной ситуации", - высказывает недоумение собеседник агентства.

Разработчики нового законопроекта ВАС РФ предложили снять подмеченное экспертом противоречие внесением изменений в закон о медиации. Из него предлагается исключить норму, согласно которой медиаторами могут быть только лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.