Конечно же, нам хочется, чтобы презент попал в точку и радовал его счастливую получательницу не один день. Однако на практике не всегда получается угадать с запахом, цветом, размером и т.д. Или, того хуже, покупка-сюрприз может оказаться со скрытым браком. 

О важных правилах и правах потребителей, которые стоит знать, чтобы не попасть впросак и побыстрее избавиться от возможных трудностей – в очередном выпуске нашей рубрики.
 
"Ароматный мир"

Как показывают свежие соцопросы, каждый третий собирается порадовать женскую половину своей семьи, дружеского окружения или рабочего коллектива подарками из серии «парфюмерия-косметика». При этом каждая первая женщина подтвердит: угадать с подходящим ей запахом парфюма, (если это, конечно, не «повторение пройденного»), очень и очень сложно. В любом случае, если вы решили купить в качестве презента духи или набор косметики, стоит иметь в виду следующие правила.

Во-первых, сдать или обменять качественные, но не подошедшие по запаху-цвету и прочим параметрам парфюмерно-косметические товары, увы, не удастся - даже если туалетная вода или набор помад сохранены в нетронутой упаковке и куплены всего лишь день назад. Парфюмерия и косметика значатся в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, действующая редакция - от 4 октября 2012 года). 

Во-вторых, если вы планируете выбрать новый аромат или хотите убедиться в запахе знакомого, то перед покупкой продавец обязательно должен «предоставить возможность ознакомиться с запахом духов и туалетной воды с помощью лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, либо специальных образцов-понюшек от фирмы-изготовителя». Большинство магазинов соблюдает это логичное правило, выставляя в торговом зале пробники ароматов. Но на всякий случай знайте, что такая норма прописана в пункте 55 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены тем же Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года № 55).

Если вы покупаете парфюмерию или косметику в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой, то при продаже вам должны предложить проверить содержимое (пункт 56 упомянутых Правил). Обнаружив дефект, можно тут же потребовать замены или вообще отказаться от покупки и потребовать возврата денег, если вы уже заплатили. При отказе от покупки ссылайтесь на статью 18 закона РФ «О защите прав потребителей».

При покупке парфюмерно-косметического товара в аэрозольной упаковке вы также вправе попросить, чтобы продавец продемонстрировал, как работает распыление (пункт 56 Правил продажи отдельных видов товаров). На практике это особенно важно, если вы выбираете в подарок, к примеру, модную сейчас термальную воду (особенно дорогих марок). Порой такие спрэи, вместо того чтобы мелко разбрызгивать драгоценную жидкость, попросту льют ее, сводя на нет эффект популярного презента. Поэтому лучше убедиться в работе распылителя при покупке. Хотя, если брак аэрозоля всплывет впоследствии, в том числе после вручения подарка, ничто не мешает вернуться в магазин и потребовать замены или возврата денег. Иметь на руках чек не обязательно - главное, знать дату покупки, чтобы продавец мог свериться по Журналу продаж. 

Предъявить претензию можно в разумный срок в пределах двух лет после приобретения товара. Обращаясь в магазин, ссылайтесь на статьи 18 и 19 закона «О защите прав потребителей».

Украшения: сдать-поменять нельзя носить

Зачастую женщины и сами точно не знают, какой размер колец носят - что уж говорить об угадывании этого параметра при покупке презента. Если ваше представление о толщине пальца получательницы подарка не совпало с истинным положением дел, то возможность обмена на другой размер или даже модель либо возврата денег будет определяться вот какими правилами.

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением правительства РФ № 55, не подлежат обмену и возврату качественные изделия, в том числе украшения, из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и искусственных камней. 

Проще говоря, не подошедшее кольцо, серьги, браслет и т.п. нельзя сдать или обменять, если в изделии есть хотя бы один драгоценный элемент – камень или металл. Перечень металлов и камней, относящихся к драгоценным, приводится в пункте 61 Правил продажи отдельных видов товаров. Это, соответственно: золото, серебро, платина и палладий; бриллиант, сапфир, рубин, изумруд, александрит и жемчуг.

Учитывая то, что сейчас на пике моды бижутерия - то есть украшения из недрагоценных металлов и полудрагоценных либо искусственных камней, у дарителей подобных презентов гораздо меньше шансов попасть впросак. Ведь в крайнем случае не подошедшее кольцо или браслет можно запросто сдать или обменять. 

Только не забывайте: обратиться к продавцу нужно не позднее 14 календарных дней после покупки, а изделие должно сохранить товарный вид, ярлыки, бирки и т.п. Для убедительности в этом случае ссылаемся на статью 25 закона «О защите прав потребителей».

А если подарить часы?

Это еще один популярный презент, и на потребительских форумах в Интернете после праздников часто наблюдается всплеск характерных историй-вопросов. «Купил в подарок жене дорогие фирменные часы, но они ей не подошли: и форма не нравится, и браслет неудобный оказался - можно ли сдать часы в магазин, если они новые и после покупки прошло 5 дней?», - спрашивает Михаил из Калуги.

Отвечаем: при покупке часов возможные три варианта развития событий. А именно:

1) Если часы электронные, то магазин вправе отказать в обмене и возврате денег. Потому что такая покупка подпадает под пункт 11 «невозвратного» перечня товаров, утвержденного Постановлением правительства РФ № 55.

2) Часы, браслет и (или) циферблат которых украшены элементами из драгметаллов и (или) драгоценными камнями, входят в категорию «невозвратных» украшений (см. выше).

3) Кварцевые или механические часы без ювелирных изысков вполне можно сдать или обменять в течение 14 дней после приобретения на основании статьи 25 Закона «О защите прав потребителей».

Вопрос на засыпку

Можно ли найти в магазинах легальнопроизведенное кружевное белье?

В социальных сетях еще живы отголоски скандала с «запретом» на продажу в России кружевного белья, которое также неизменно входит в число традиционных женских подарков. 

Уточним: на самом деле предполагается ограничить импорт дешевого низкокачественного синтетического белья. А именно - изделий с низкой гигроскопичностью - менее 6%. Такой норматив предусматривается в техническом регламенте Евразийской экономической комиссии «О безопасности продукции легкой промышленности», который вступает в силу с 1 июля нынешнего года. 

Так что переживать об исчезновении всего кружевного белья из легальной продажи точно не стоит.

Это пригодится

В последнее время набирает популярность заказ подарков по Интернету. Имейте в виду: если вы пользуетесь дистанционным способом покупки, то получаете бонус: дополнительное безусловное право на возврат товара (статья 26.1 закона «О защите прав потребителей»). Заказанную вещь можно вернуть продавцу в течение 7 календарных дней после ее доставки без объяснения причин. Причем это правило распространяется абсолютно на все товары, в том числе украшения с драгметаллами, парфюмерию-косметику, электронные гаджеты и т.д. 

Единственное исключение - нельзя вернуть качественные вещи, изготовленные индивидуально под заказчика. 
 
Анна Добрюха, юрист