Минэкономразвития предлагает создать независимую справочную правовую систему для информационного обеспечения государственных органов всех уровней. Сейчас чиновники предпочитают приобретать коммерческие продукты – системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и другие.

Основная цель создания «информационной системы правовых актов» – обеспечить оказание государственных и муниципальных услуг. В единую базу данных планируется включать электронные копии всех актов органов всех уровней власти.

Непосредственное ведение и эксплуатацию информационной системы планируется поручить некоему оператору, уполномоченному Правительством России. При этом все ведомства, включая местное самоуправление, обязываются в трехдневный срок направлять ему электронные документы принятых правовых актов.

Богатый выбор

Такая инициатива вызывает у экспертов немало вопросов. В первую очередь – чем чиновников не устраивают продукты коммерческих структур? На рынке успешно конкурируют как минимум три известные справочные правовые системы – «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс». Причем большинству государственных органов они предоставляются бесплатно, зачастую по договорам об информационном обмене: благодаря такому «бартеру» производители получают официальные копии правовых актов.

Кроме того, в ведении государства уже есть несколько мощных информационно-правовых ресурсов. Так, большинство новых законодательных и иных нормативных актов федерального уровня размещается на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru). Он находится в ведении Федеральной службы охраны. Этому, далекому от информатизации силовому ведомству, база данных досталась в наследство от Федерального агентства правительственной связи и информации. На этом портале доступна и ИПС «Законодательство России», включающая почти 166 тысяч правовых актов.

Другой портал – «Нормативные правовые акты Российской Федерации» (zakon.scli.ru) – ведет подведомственное Министерству юстиции РФ ФБУ «Научный центр правовой информации» (НЦПИ). На портале размещены, в том числе, реестры нормативных актов субъектов Федерации и местного самоуправления, а также база данных федерального законодательства (184 тысячи документов). Причем в реестры включаются все нормативные акты – обязанность направлять их на регистрацию в Минюст возложена на сами принимающие органы (в их числе - 23 тысячи муниципальных образований). «Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений», – отмечается в положении о его ведении.

Урюпчанин не хуже москвича

Основной аргумент чиновников, выступающих против коммерческих систем – они ничего не гарантируют. Мол, «Гарант» или «КонсультантПлюс» могут в любой момент закрыться, да и сейчас не обязаны включать в свои базы данных те или иные документы. «Коммерческие структуры думают исключительно о прибыли и могут решить, что «вбивать» решение какого-нибудь муниципалитета нерентабельно. Задача же государства – гарантировать гражданам доступ к правовой информации, независимо от их места проживания, имущественного положения и так далее», – заявил РАПСИ один из сотрудников ФСО.

Идею создания государственной правовой системы поддерживает и глава Фонда свободы информации Иван Павлов. «Государство обязано обеспечивать доступ к информации, в первую очередь к правовым актам, который издаются от Калининграда до Чукотки. Они должны размещаться в Интернете, причем не коммерческими посредниками, а самим государством. Все должно быть стандартизировано и публиковаться в едином формате. Прообразом этой системы является «Официальный интернет-портал правовой информации». Сейчас к официальному опубликованию в электронном виде переходят региональные органы власти, хотя многие муниципальные акты продолжают публиковаться в разных районных газетах и так далее. Это ненормально», – убежден Павлов.

Частично аргументы критиков коммерческих продуктов подтверждаются практикой. Например, в реестр Минюста включено более тысячи правовых актов самого «известного» муниципалитета – городского округа Урюпинск (районный центр Волгоградской области). Тогда как в «Гаранте» их всего 115, а в базе «КонсультантПлюс» – ни одного.

Хотя реестры Минюста тоже далеки от совершенства. Так, на сегодняшний день в них включено всего 14 тысяч правовых актов Москвы и 15,8 тысячи – муниципальных образований столицы. В базе данных «КонсультантПлюс» таковых (в сумме) – более 156 тысяч.

Единство в борьбе противоположностей

Участники юридического рынка предлагают не создавать новую «гипербазу», а использовать уже имеющиеся ресурсы. 

«У нас в стране уже функционирует несколько государственных информационных систем правовых актов, обеспечением функционирования которых заняты несколько тысяч государственных служащих и работников государственных учреждений», – говорит Сергей Тихомиров, президент информационно-правового консорциума «Кодекс». «Если целью принятия законопроекта является упорядочение государственных информационных ресурсов и функций соответствующих органов власти, то это позитивно. Если же речь пойдет о создании еще одного государственного ресурса, наряду с существующими, то мне не кажется это правильным», – убежден он.

Иные эксперты критически оценивают способность государственных структур создавать конкурентоспособные продукты. Ведь на том же официальном интернет-портале (pravo.gov.ru) нет ни тематического классификатора, ни поиска по ключевым словам, ни гиперссылок, не говоря уже о традиционных для рыночных продуктов справках, «машинах времени» и иных сервисах.

Еще одним доводом не в пользу государственных информационных систем является опыт создания баз данных судебных решений. Ныне упраздненный Высший арбитражный суд России в своем время объявил открытый конкурс на создание специального портала, участники которого согласились выполнить работу бесплатно. Результатом такой политики стала полнофункциональная база решений и картотека дел с системой рассылки, календарем и иными сервисами. Суды общей юрисдикции поручили информатизацию ведомственному ГУП (НПО «Восход»), а позже передали ГАС «Правосудие» специально созданному казенному учреждению. В результате, несмотря на значительные бюджетные инвестиции, полноценной единой базы данных судебных решений, о необходимости которой неоднократно заявлял президент Владимир Путин, до сих пор фактически не создано.

В то же время нельзя исключать, что на самом деле чиновники ничего создавать не будут, а просто уполномочат одного из коммерческих операторов вести упомянутую «информационную систему правовых актов». То есть таковой будет именоваться размещенная на специальном ресурсе копия «КонсультантПлюс» или «Гаранта».

Законопроект такого развития событий не исключает.

К тому же подобный опыт уже есть: в 1994 году создаваемая госпредприятием «Центр компьютерных разработок» СПС «Кодекс» де-факто была признана банком данных правовой информации мэрии Санкт-Петербурга. 

Формально распоряжение мэра двадцатилетней давности до сих пор не отменено.
 
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)