Законотворцы пошли войной на отечественный бизнес, использующий зарегистрированные в офшорных юрисдикциях так называемые фирмы-«прокладки». Под угрозой жестких санкций их владельцам предлагается декларировать доходы и платить с них налоги в российский бюджет.

Законопроект, на днях внесенный депутатами всех четырех фракций Госдумы, уже не первый в «коллекции» таких документов. До этого планировалось бороться с использованием «серых» схем – формально законных способов минимизации фискальных платежей, в том числе через льготные режимы налогообложения. Специальный антиофшорный пакет уже в ближайшие недели обещает представить Минфин. А депутат Михаил Сердюк предлагает освободить вернувших вывезенный или скрытый капитал предпринимателей от налогов и дать им дополнительные преференции.

Есть ли "дочки" за границей?

Новый законопроект предусматривает контроль не за работающим в России бизнесом с иностранным капиталом (ведь через офшоры проводят средства и респектабельные западные инвесторы), а за соотечественниками, вложившимися в те самые «прокладки» - контролируемые иностранные компании. Российские организации и частные лица, владеющие даже 25 процентами акций таких фирм, должны будут уведомить об этом фискальное ведомство. Исключение делается для банков и страховых организаций, публичных компаний и операторов новых морских нефтегазовых месторождений.

В то же время, в отличие от многих других аналогичных мер, новый проект касается только крупного бизнеса: декларировать участие обязаны инвесторы, получающие через «прокладки» прибыль не ниже 10 млн рублей в год, если налог в самой льготной юрисдикции ниже 15 процентов. Признанные владельцами иностранных компаний россияне обязаны будут уплачивать в отечественный бюджет налог с нераспределенной прибыли: граждане по ставке 13 процентов, юридические лица – 20 процентов. Тогда как с получаемых дивидендов налог для физических лиц составляет всего 9 процентов.

Внесенный в нижнюю палату законопроект предусматривает специальный переходный период: за 2015 год должны будут отчитываться только получившие через офшоры не менее 50 млн рублей и владеющие в таких компаниях как минимум 50 процентами акций, с 2016 года планка снижается до 30 млн и так далее. С 2018 года вводятся и карательные санкции: не отчитавшийся о зарубежных активах россиянин может быть оштрафован на 50 тысяч рублей (за каждую компанию) плюс еще 20 процентов от суммы неуплаченного в России налога.

Инициативу парламентариев уже поддержало правительство России. «Полагаем, что меры, предусмотренные законопроектом, в целом будут способствовать пресечению использования низконалоговых юрисдикции для получения необоснованной налоговой выгоды, а также позволят осуществлять налогообложение нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний», – отмечается в официальном отзыве, подписанном вице-премьером кабинета министров Сергеем Приходько.

Черное и белое

По словам эксперта Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Андрея Захарова, аналогичное регулирование существует в развитых западных странах (США, страны Евросоюза и других). 

С ним солидарен и Игорь Шиков, руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: «Сейчас создание компаний за рубежом позволяет накапливать там прибыль. В нашей стране она не подлежит налогообложению, пока не будет выплачена в виде дивидендов в пользу российских контролирующих лиц. Такой механизм получения «отсрочки» уже давно известен в мировой практике, и большинство стран пытается бороться с ним посредством аналогичных правил. Принципиально ничего нового в применении таких правил нет», – констатирует Шиков.

«Использование налогоплательщиками офшорных структур зачастую направлено не столько на уход от налогообложения, сколько на его отсрочку, – поясняет советник юридической компании Dentons Борис Брук. – Вывод доходов за рубеж позволяет произвести реинвестирование данного дохода с меньшими налоговыми потерями. Это, однако, не может не противоречить интересам российского государства, которое хочет получить свою долю дохода резидента сполна здесь и сейчас, а не с отсрочкой, которая может составить много лет».

А вот по утверждению главы Федерального комитета CFE (Европейской конфедерации налоговых консультантов) Пьерджорджио Валенты, большинство стран признают законность использования транснациональных схем оптимизации налогов, а для исключения двойного налогообложения подписывают специальные соглашения. Более того, представитель Азиатско-Тихоокеанской ассоциации налоговых консультантов Дэвид Рассел считает саму Россию «тихой налоговой гаванью». Доказательством этого, по его мнению, является демарш актера Жерара Депардье по отказу от французского гражданства.

Однако ряд владельцев офшоров пока не обеспокоены ситуацией. Например, в «Мегафоне» не видят существенных негативных последствий принятия такого законопроекта: «Несмотря на то, что в группу входит ряд компаний, зарегистрированных за рубежом, «Мегафон» никогда не применял и не применяет налоговых схем с использованием иностранных юрисдикций. Прибыль формируется и облагается налогом в России», – сказали РАПСИ в пресс-службе компании.

Запад нам расскажет

По мнению Игоря Шикова, основная проблема возникнет для тех российских лиц, которые используют подконтрольные иностранные структуры для долгосрочных инвестиций и получают пока только «бумажную» прибыль в результате метода начисления. «Для оплаты налога потребуются «живые» деньги, поэтому следует уже сейчас планировать меры для генерирования реального финансового потока», – убежден он.

Иные эксперты сомневаются в эффективности предложенных мер. «В настоящий момент законопроект сформулирован так, что, по сути, российскому бизнесу предъявляется ультиматум: или вы переводите прибыль в Россию, и тогда пользуетесь пониженными ставками налогообложения (9 процентов, а кое-где и ноль), либо платите, что называется, «по полной программе», – говорит Борис Брук. – Заложенный в проекте дискриминационный подход к налогообложению нераспределенной иностранной прибыли самым пагубным образом скажется на исполнимости закона: владельцам бизнеса предлагается раскрыть информацию и быть за это наказанными через налогообложение по повышенным ставкам! Российские власти делают упор на расширение обмена информацией с другими государствами, в том числе с офшорными юрисдикциями. Однако, несмотря на ратификацию Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, полагаю, пройдут еще годы, прежде чем нашим налоговым органам удастся наладить эффективный обмен информацией с иностранными государствами. Да и в этом случае вряд ли фискальные органы офшорных зон будут добровольно «забрасывать» своих российских коллег информацией обо всех подряд местных компаниях, не имея для этого необходимых ресурсов и не желая портить отношения с бизнесом», – убежден Брук.

В способности налоговой службы корректно администрировать огромный объем новой информации сомневается и Андрей Захаров: «Крайне низкий порог участия, при котором лицо признается контролирующим иностранную компанию (даже 10 процентов, если несколько физических лиц вместе владеют более 50 процентов), вызывает вопросы о целесообразности настолько жесткого регулирования», – говорит эксперт.

Не скрывает своего скептического отношения к идее взимать налоги с владельцев офшоров и Филипп Ущев, старший научный сотрудник Лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Законопроект продиктован инженерно-техническими взглядами на экономику. «Подкрутив» этот механизм, авторы уверены, что он будет работать предсказуемо. Но они не учитывают, что ввиду низкой рентабельности бизнеса многие компании после ужесточения налогообложения просто перестанут работать. Иные перенесут увеличенные налоги на потребителей. У некоторых бизнесменов возникнет чисто психологическое нежелание возвращаться в страну, которая вводит такие меры», – констатирует Ущев.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении намечено уже на 11 ноября. Тогда как о планах появления единственного «пряника» – введении амнистии капитала – пока не сообщается.

Для справки

Двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения заключены с 81 страной, в том числе с Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами, Сингапуром, Новой Зеландией, а также Великобританией (под ее юрисдикцией находится ряд офшорных территорий).
 
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)