Сенаторы Константин Добрынин и Юрий Бирюков на днях внесли в Госдуму свой законопроект об амнистии капитала (в настоящее время находится в профильном комитете по бюджету и налогам). По оценкам авторов, инициатива позволит вернуть из оффшоров в Россию около $100 млрд, а благодаря уплате специального налога – пополнить бюджет минимум на $2 млрд. При этом никаких гарантий от преследования граждане, согласившиеся признаться в выводе капитала, не получат.

Аналогичный законопроект был представлен более месяца назад депутатом Госдумы Михаилом Сердюком. В отличие от него, сенаторы предлагают все же взимать с легализующих незаконно вывезенные средства лиц небольшой налог (2,5%), а также отказываются от полного иммунитета.

Не наступаем на грабли

По утверждению авторов законопроекта, амнистия на капитал проводится с целью «обратного получения» задекларированных за границей беглых денег, которые впоследствии вольются в отечественный денежный рынок. Представленный сенаторами Добрыниным и Бирюковым документ предусматривает, что российские компании или граждане вправе в течение первой половины 2015 года перечислить на счета из иностранных в отечественные банки или декларировать находящееся за границей имущество. Специальный налог (именуемый заявительным платежом) рассчитывается по ставке 2,5% от суммы или оценочной стоимости возвращаемого капитала.

Как и депутат Сердюк, сенаторы ссылаются на западный опыт – проведение амнистий в Италии и Германии. В первом случае лица, легализовавшие ранее скрытые за границей (в первую очередь, в Швейцарии) капиталы, должны были уплатить тот же 2,5-процентный налог и освобождались от всех административных, налоговых, уголовно-правовых санкций. В результате в Италию в 2002 году вернулось 60 млрд. евро, а казна получила дополнительно 1,5 млрд. евро в виде налога. Вторая кампания (2003 года) принесла в бюджет еще 9 млрд. евро. Немцы же обложили возвращаемый капитал налогом по ставке от 25-35%, что не стимулировало злостных уклонистов декларировать скрытые накопления.

По схожим причинам провалились и предыдущие попытки проведения налоговых амнистий в России. Так, в 2007 году гражданам предложили признать «серые» доходы и заплатить налог по стандартной ставке в 13%. Общий объем легализованного таким образом теневого капитала составил всего 4,7 млрд. рублей. «Граждане опасаются декларировать незаконные доходы, так как боятся возможного разбирательства с правоохранительными органами», – убеждены авторы документа.

Отпущение грехов

Для предупреждения таких негативных последствий внесенный сенаторами законопроект предусматривает, что согласившиеся на амнистию лица освобождаются от уплаты всех налогов, штрафов и пеней (кроме заявительного платежа), а также не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Также у амнистируемых не могут запрашиваться любые документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения возвращаемых денежных средств и имущества.

Однако никакого иммунитета согласившимся на такие условия гражданам не гарантируется. В случае, если капитал сформирован в результате коррупционных и иных преступлений, то от уголовного преследования субъект легализации не освобождается, убеждены юристы, опрошенные РАПСИ. Более того, после подачи декларации правоохранительные органы вправе проводить проверку подлинности документов и достоверности представленной налогоплательщиком информации – в случае выявления ими иных связанных с получением дохода преступлений в амнистии, вероятно, будет отказано, а виновные будут привлечены к ответственности. При условии, что не истечет срок давности привлечения к уголовной либо административной ответственности, добавляют эксперты.

Поэтому предпринимателям стоит задуматься о безопасности участия в амнистии. Ведь помимо налогового и валютного законодательства получение теневого дохода почти всегда связано с нарушениями многих других правовых норм. Например, вывоз капитала в оффшоры невозможен без заключения мнимых или притворных сделок, а это автоматически влечет нарушение «антиотмывочного» законодательства (штрафы – до 1 млн рублей). Нельзя исключать, что правоохранительные органы квалифицируют такие деяния как мошенничество или иное преступление. Скрывший доходы «лавочник» непременно может быть наказан за неприменение контрольно-кассовой техники и так далее. Срок давности по большинству таких правонарушений составляет 1 год.

Налог или безопасность

Также никто не гарантирует, что даже не уличенный в иных проступках амнистируемый не окажется «под колпаком» правоохранительных органов: «Законопроект еще очень «сырой» и требует массы доработок, – полагает руководитель департамента международных проектов консультационной группы «Прайм Эдвайс» Константин Зиятдинов. – Сейчас в нем прописаны гарантии от уголовного и административного преследования в отношении переведенных капиталов. Но это отнюдь не означает, что к такому налогоплательщику не возникнут вопросы в дальнейшем: перевод капитала и его легализация могут привлечь повышенное внимание налоговых органов или силовых ведомств».

Зиятдинов указывает и на другие риски: «Нужно отдавать отчет, что существенная часть бизнесменов использует накопления в оффшорах не только дабы не платить налоги - ставки для физических лиц в нашей стране одни из самых низких в мире - а ради гарантии сохранности таких средств от притязаний различных российских государственных структур. Это проблема остается на повестке и может свести на нет благие начинания законотворцев».

В то же время нельзя исключать, что некоторые бизнесмены попытаются использовать амнистию для снижения налогов. К примеру, намеренно, до 1 января (вступления закона в силу), вывезут полученные в этом году доходы, чтобы потом заявить об их возврате на льготных условиях. Действительно, в такой ситуации вместо всех налогов (для предприятий до 24%) они заплатят всего 2,5%. Но вряд подобный способ будет популярен – закон ориентирован на возврат капиталов, вывезенных за последнее десятилетие, напоминают юристы.

Для справки

По оценкам сенаторов, за год с учетом теневого оборота из России выводится до $1 трлн. То есть даже если благодаря амнистии удастся вернуть в страну хотя бы 10% этой суммы, в экономику вольются триллионы рублей, а бюджет получит не менее 100 млрд в качестве заявительного платежа.

Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)