Анна Нумерова, советник антимонопольной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» 

Долгожданный «четвертый антимонопольный пакет», принятый на прошлой неделе Госдумой во втором чтении, называют как «одним из самых либеральных законопроектов», который существенно облегчит жизнь бизнесу, так и законопроектом, который «закручивает гайки», усиливая контроль по ряду направлений. Предлагаемые пакетом изменения затрагивают все сферы регулирования, внося целый ряд существенных поправок. Многие из них заслуживают отдельного внимания. 

Что нового

Так, законопроект уточняет процедуру признания доминирующего положения компании на рынке: такая возможность исключается для компаний с долей на товарном рынке менее 35%. Для случаев, прямо предусмотренных федеральными отраслевыми законами или при «коллективном доминировании», норма остается без изменений.

Пакетом вводятся новые правила недискриминационного доступа для товаров компаний, не являющихся субъектами естественной монополии. Теперь правительство РФ сможет устанавливать такие правила в отношении лица, доля которого на товарном рынке превышает 70%, однако основанием для этого будет служить решение антимонопольного органа, выявившего нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением. Срок действия акта правительства или основания для его отмены законопроектом не предусмотрены.

Четвертый пакет уточнил сферу применения закона о защите конкуренции в части преследования ФАС за злоупотребление доминирующим положением по отношению к отдельным физическим лицам, пояснив, что недопустимым является злоупотребление доминирующим положением, которое ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы только хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

Важным нововведением является отмена реестра хозяйствующих субъектов, доля определенного товара на рынке которых составляет более 35%. Включение в реестр хозяйствующего субъекта с долей более 50% создавало презумпцию о его доминировании, которую на практике было достаточно сложно опровергнуть.

Кроме того, нахождение в реестре участников сделки или кого-либо из их группы лиц экономической концентрации являлось основанием для ее согласования с антимонопольной службой вне зависимости от стоимости активов и выручки. Теперь антимонопольному органу потребуется определять доминирующее положение в каждом случае при возбуждении дела.

Поправка в статью 12 закона о защите конкуренции приближает российское законодательство к европейскому. Ранее продавец и покупатель «вертикального соглашения», содержащего те или иные ограничительные условия, должны были иметь долю менее 20%  на любом товарном рынке, в том числе не связанном непосредственно с самим «вертикальным» соглашением, для признания его допустимым. Теперь же под товарным рынком понимается только рынок товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения». Таким образом, доля сторон соглашения должна определяться именно на этом рынке.

Нельзя не сказать о восполнении существующего пробела в части 1 статьи 11 закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение картельных соглашений. Теперь признается и запрещается картель не только между продавцами-конкурентами, но и между покупателями («картель покупателей»).

Значительные изменения претерпела норма о запрете недобросовестной конкуренции, что является результатом работы антимонопольной службы по обобщению практики применения антимонопольного законодательства. Теперь среди недобросовестных практик - дискредитация конкурента, введение в заблуждение, создание смешения с деятельностью или товарами конкурента и другие.

Что же касается контроля за экономической концентрацией, то теперь компании-конкуренты обязаны согласовывать с ФАС соглашения о совместной деятельности в случае превышения установленных порогов по суммарной стоимости их активов или суммарной выручке. Обращаться за согласованием соглашения можно в добровольном порядке, если эти показатели не превышают пороговых значений. Такие согласования обезопасят стороны от признания их действий по заключению соглашения о совместной деятельности нарушением статьи 11 закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Теперь до подачи ходатайства или уведомления можно представить в ФАС России информацию о планируемой сделке и предложить условия, выполнение которых будет направлено на обеспечение конкуренции. Предполагается, что данная процедура позволит регулятору учитывать мнение хозяйствующего субъекта при согласовании сделки и выдаче ему предписания.

Упростилась и сама форма подачи ходатайств или уведомлений: отныне это можно сделать в электронном виде, а сведения о поступивших данных будут размещаться на официальном сайте антимонопольной службы.

Санкции и обжалование

«Антимонопольный пакет» вводит новые правила в вынесении предупреждений и предостережений: теперь их могут получить не только должностные лица компаний, но и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, если ФАС имеет информацию о планируемых действиях, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

При этом расширен сам список нарушений, при обнаружении признаков которых ФАС  должна выдать предупреждение. Помимо навязывания невыгодных условий договора и необоснованного отказа от заключения договора, в список добавлены действия по созданию дискриминационных условий и необоснованному установлению различных цен, наличие признаков отдельных видов недобросовестной конкуренции, а также  наличие признаков нарушения статьи 15 закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные действия и акты государственных органов/органов местного самоуправления).

В целях защиты интересов лиц, в отношении которых рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства, введена обязанность антимонопольного органа принимать заключение по обстоятельствам дела до вынесения итогового решения. При этом заключение должно содержать описание фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых антимонопольный орган пришел к тем или иным выводам. По сути, данный документ будет представлять собой проект решения, с которым хозяйствующий субъект может ознакомиться и представить свои возражения.

Изменения претерпела и часть норм, касающаяся процедуры рассмотрения дела: уточнен статус и процедура привлечения экспертов и переводчиков, предусмотрена процедура отвода членов комиссии по рассмотрению дела и экспертов, частично урегулированы вопросы защиты конфиденциальной информации.

Изменена и процедура обжалования решений и предписаний территориальных антимонопольных органов в специальном коллегиальном органе: нарушение единообрзаия в толковании и применении антимонопольного законодательства теперь будет служить основанием для отмены или изменения решения территориального антимонопольного органа.

При этом в случае несогласия с решением и предписанием территориального антимонопольного органа, их можно будет по-прежнему обжаловать непосредственно в арбитражном суде.

«Пакет» вносит корректировки  в части административной ответственности компаний.

Так, исключается «двойная ответственность» за нарушение антимонопольного законодательства. Если по результатам рассмотрения дела было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монопольной деятельности или недобросовестной конкуренции, компанию нельзя привлечь к административной ответственности, если такое предписание уже было ею исполнено.

Законопроект продолжает курс на стимулирование добровольных заявлений о заключенных антиконкурентных соглашений: помимо существующего положения об освобождении от ответственности первого заявившего о заключении такого соглашения лица, появилось положение о назначении минимального штрафа для тех, кто сделал это вторыми и третьими.

Промежуточный финиш 

«Четвертый пакет» выглядит выдержанным и сбалансированным. Ожидается, что он окажет существенное влияние на практику применения, которая должно стать более прозрачной и объективной.

К наиболее существенным поправкам можно отнести отмену реестра субъектов с 35% долей на рынке и уточнение процедуры возбуждения и рассмотрения дел, а также административной ответственности. Эти изменения, безусловно, носят позитивный характер и будут способствовать обеспечению прав и законных интересов бизнеса.

В то же время, обязательное согласование соглашений о совместной деятельности, правила недискриминационного доступа для компаний, не являющихся субъектами естественной монополии, направлены на установление дополнительного контроля за участниками рынка, что может влиять на их права и законные интересы.