Мы открываем новую эксклюзивную рубрику "Законотворчество. Исторические хроники РАПСИ". В ней о законах нашей страны будут рассказывать их авторы. Действующие и бывшие депутаты специально для наших читателей вспомнят самые интересные, важные и полезные истории из своей законотворческой деятельности. Как принимались основные нормативные документы России, почему они обрели такой вид, и какой потенциал в них закладывался изначально вы сможете узнать из первых уст.

Александр Минжуренко, российский политик и дипломат, действительный государственный советник РФ

Чуть ли ни первый урок по законотворчеству мне преподал министр финансов СССР Валентин Павлов. Да, тот самый, который воспылал большой неприязнью к советским купюрам в 50 и 100 рублей. Приказал обменять их в короткий срок, а потом, не исправив этим тяжелого положения страны, пошел в заговорщики, став членом ГКЧП. Правда, сам путч он проспал (в буквальном смысле), но сейчас не об этом.

В Верховном Совете СССР обсуждался бюджет следующего года. Я в числе самых первых прорвался к трибуне. О чем я собирался говорить? А о чем еще может говорить председатель подкомитета Комитета ВС по образованию и воспитанию?! Конечно же, о том, что школы и другие учебные заведения находятся в трудном материальном положении и очень нуждаются в дополнительном финансировании. К тому времени мне удалось самому посмотреть состояние школ в автономиях Северного Кавказа и в республиках Средней Азии. Впечатления были просто ужасными. Я видел в сельской местности здания с дырявыми крышами и земляными полами. В каждой второй школе, наверное, «географы пропили все глобусы», а сложных физических приборов и наглядных пособий вообще не оказалось. Моему возмущению не было предела.

Вернувшись из командировки, я принялся громить чиновников Министерства образования. Оправдываясь, они предоставляли мне солидные документы, по которым было видно, что средства в эти регионы направлялись в соответствие с нормативами и точно такие же суммы в расчете на одного учащегося отправлялись в регионы России, Украины и Прибалтики, где ситуация была явно получше. Более того, в эти «бедствующие» республики посылалось денег даже больше среднего. Я ничего не мог понять. Тогда ведь мы даже не знали заграничного слова «коррупция» - это же был атрибут капитализма. В СССР, как известно, не было ни секса, ни коррупции, ни проституции. Напрасно коллега депутат Тельман Гдлян, легендарный разоблачитель мафии, рассказывал мне об огромных масштабах казнокрадства в «отдельно взятых республиках». Я отказывался в это верить. Потому я и оказался на трибуне, требуя от министра финансов дополнительных средств на школы.

Павлов вдруг не стал мне возражать, а даже поддакнул, затем демонстративно взял ручку и открыл проект бюджета на общеотраслевой странице. «Согласен. На образование надо добавить. Скажите – сколько, и – откуда взять, из какой отрасли?» Я опешил. Вон оно как обернулось! Я должен назвать отрасль, у которой надо отнять средства и перебросить их на образование. Я посмотрел в зал. Там сидели напряженные депутаты. Они были тоже лоббистами своих направлений и стояли в длинной очереди выступающих, чтобы точно так же, как и я, заявить, что их отрасль профинансирована совершенно недостаточно. И если я сейчас назову какую-то сферу, финансирование которой надо сократить ради образования, то дойду ли я до своего места живым и без «легких телесных повреждений»? Бюджет-то, оказывается «тришкин кафтан» и подчиняется всеобщему закону  сохранения веществ, т.е. денег. Вот с таких азов и начинали обучение первые народные депутаты.

Продолжение следует. Следите за публикациями на РАПСИ.