МОСКВА, 25 июн - РАПСИ, Олег Сивожелезов. Басманный суд Москвы избрал меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении губернатора Кировской области Никиты Белых, обвиняемого в получении взятки, передаёт корреспондент РАПСИ в субботу из зала суда.

Таким образом, суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте Белых сроком на 2 месяца, всего до 24 августа включительно.

Ходатайство адвокатов обвиняемого об избрании ему более мягкой меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, было отклонено.

Отвечая на вопросы суда в начале заседания, Белых сообщил, что у него трое малолетних детей, а также заявил об отсутствии хронических заболеваний. Задержанный губернатор зарегистрирован по месту жительства в Кирове, постоянно проживал в загородной резиденции.

По заявлению следствия к делу были приобщены документы, обосновывающие необходимость ареста обвиняемого. Белых выразил несогласие с содержанием представленных материалов, а его адвокат Вадим Прохоров заметил, что справка ФСБ получена с нарушением порядка проведения оперативных действий.

Согласно ходатайству следователя, кировский губернатор был задержан в Москве 24 июня в 18:50 минут, ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). По данным правоохранительных органов, взятка от иностранного инвестора передавалась Белых за совершение действий, входящих в круг полномочий губернатора Кировской области.  Была озвучена сумма в 400 тысяч евро или 24 миллиона рублей, что составляет особо крупный размер и позволяет квалифицировать преступление как особо тяжкое.

Как рассказал следователь, сам Белых не отрицал факт получения им денежных средств, но пояснил, что деньги предназначались для нужд города.

Из доводов в пользу ходатайства об аресте следует, что полномочия губернатора могут позволить Белых оказывать влияние на лиц, находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, обвиняемый имеет обширные личные и деловые связи в том числе среди высших должностных лиц и высокопоставленных сотрудников госорганов РФ, а также за рубежом.

Предварительное следствие находится на первоначальном этапе сбора доказательств. Таким образом, следствие обоснованно полагает, что Белых может предпринять действия к сокрытию и уничтожению вещественных доказательств, предметов, документов, носителей информации, а также изменить  содержащиеся на них данные. Также  имеются опасения, что при отсутствии изоляции от общества, обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью, оказывать давление на свидетелей, негативно влиять на ход следствия. Данных о наличии у Белых тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей в распоряжении следствия не имеется.

"На основании вышеизложенного, прошу суд удовлетворить заявленное ходатайство и избрать обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу", - заключил следователь.

Прокуратура выразила согласие с доводами следствия и поддержала просьбу об аресте кировского губернатора.

Выступая против заявленного следствием ходатайства, Прохоров начал с того, что заключение под стражу - исключительная мера и должна применяться лишь в крайних случаях, а также выразил готовность дойти до Европейского суда по правам человека, защищая интересы своего клиента.

Адвокат также просил суд перенести заседание на завтра с тем, чтобы собрать дополнительные документы, подтверждающие возможность поручительства, залога, и материалы, характеризующие личность подзащитного, и в частности наградные документы. Суд отказал защите в отложении заседания согласно изложенным доводам.

После этого Прохоров продолжил свое выступление.

"Ситуация такова, что сегодня в значительной мере обсуждается вопрос о виновности Белых, что не является предметом судебного разбирательства на данной стадии. Из пяти страниц ходатайства следователя об аресте три страницы -  переписанное постановление о привлечении в качестве обвиняемого, при этом фактов или доказательств, обосновывающих доводы в пользу ареста моего подзащитного, следствием не представлено. Основания подозревать Белых в намерении воспрепятствовать расследованию, оказать давление на свидетелей, скрыться от правосудия отсутствуют; по сути это лишь теоретические предположения следствия", - заявил адвокат. Прохоров также посетовал, что в сегодняшнем заседании нет возможности представить суду свидетельства о наградах, полученных обвиняемым на посту губернатора области.

Защитник ссылался на позицию Европейской Конвенции о правах человека об исключительности ареста как меры пресечения, и добавил, что по его мнению, положения главы 52 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ предписывают особый порядок производства по уголовному делу в отношении губернатора, избранного народным голосованием.

Второй адвокат Сергей Тетерин заявил, что доводы следствия носят субъективный характер. Защитник критически отозвался об аргументах о наличии у губернатора Кировской области обширных связей в связи с занимаемой должностью. "Получается, что все наши правоохранительные органы коррумпированы?" - обратился с риторическим вопросом к участникам процесса Тетерин.

"Просим суд отказать в удовлетворении ходатайства следствия об избрании меры пресечения в виде заключения обвиняемого под стражу. Считаем, что основания для избрания данной меры пресечения, предусмотренные статьей 97 УПК РФ, отсутствуют", - обозначила свою позицию защита.

Адвокатами было заявлено ходатайство об избрании задержанному более мягкой меры пресечения в виде домашнего ареста или денежного залога (без указания точной суммы).

Следователь и прокурор возразили на предложение отпустить Белых под залог или поместить его под домашний арест и выразили мнение, что избрание меры пресечения, не связанной с заключением обвиняемого под стражу, помешает выполнению задач и достижению целей, стоящих перед органами следствия в рамках производства по данному уголовному делу.

Обвиняемый поддержал позицию своих защитников, и особо отметил, что виновным себя не признает, в связи с чем считает любую меру пресечения избыточной.
"Я хочу доказать в ходе состязательного процесса, что я никогда не брал взяток, не беру и не собираюсь их брать. Считаю себя невиновным, но если будет избрана мера пресечения в виде залога или домашнего ареста, то это не помешает мне должным образом обеспечить защиту своих интересов и установить истину в ходе следствия и судебного разбирательства", - заявил суду кировский губернатор.

После оглашения сегодняшнего постановления Басманного суда, адвокат Тетерин подтвердил прессе намерение обжаловать решение об аресте своего клиента

Белых был задержан накануне в одном из ресторанов Москвы. В задержании, помимо сотрудников следственных органов, принимали участие сотрудники ФСБ.

По версии следствия, он лично и через посредника получил взятку в особо крупном размере на общую сумму 400 тысяч евро (24,1 миллиона рублей) за совершение действий в пользу взяткодателя и контролируемых им АО "Нововятский лыжный комбина" и ООО "Лесохозяйственная управляющая компания".

По словам представителя СК РФ Владимира Маркина, взятка также предполагала общее покровительство и попустительство по службе при осуществлении правительством Кировской области контроля за ходом реализации предприятиями инвестиционных проектов и ведении предпринимательской деятельности на территории региона.

Эксперты о "деле Белых"

"По делу Белых, если речь, действительно, идет о задержании его с поличным при получении 400 тысяч евро, с большой вероятностью можно говорить, что в отношении него будет возбуждено уголовное дело по части 6 статьи 290 УК РФ, то есть о получении взятки в особо крупном размере", - рассказал РАПСИ партнер адвокатского бюро "Забейда, Касаткина, Саушкин и партнеры" Андрей Гривцов.

"Наказание за такого рода деяния весьма суровое и составляет от 8 до 15 лет лишения свободы с крупным штрафом, напомнил эксперт. Следственная и судебная практики идут по тому пути, что по обвинению в таких взятках, в большинстве случаев, судами по ходатайству следствия избирается самая строгая мера пресечения в виде заключения под стражу. Тем более, когда дело является столь громким, а расследование осуществляет центральный аппарат Следственного комитета РФ", - отметил Гривцов.

"Впрочем, необходимо отметить, что в последнее время уголовные дела о взяточничестве часто используются в качестве способа расправы над неугодными должностными лицами, и я не могу для себя исключить, что и в данном случае речь идет о не реальном доказанном преступлении, а о некой сфабрикованной ситуации. Остается надеяться, что расследование будет проводиться объективно и заключаться в реальном сборе, изучении и оценке доказательств, а не трансляции в режиме реального времени кадров задержания человека, чья вина приговором суда еще не доказана, и клеймлении его на всю страну в качестве преступника", - заявил эксперт.

Управляющий партнёр "Леонтьев и партнёры" Вячеслав Леонтьев отметил, что "все увидели деньги на столе, фото испуганного человека и за кадром слова официального представителя СК РФ Маркина В.И. о том, что это взятка".

"Следственный комитет как всегда заранее обеспечивает себе победу на предстоящем судебном слушании по вопросу об избрании меры пресечения. Факт передачи денег может быть чем угодно, в том числе возвратом долга", - считает эксперт.

Он считает "недопустимым манипулировать общественным мнением и огульно заявлять о виновности человека до приговора суда". "Почти наверняка защитнику по делу запретят разглашать информацию, а точнее общаться с прессой, чтобы в публичном пространстве была озвучена только позиция следствия", - заявил Леонтьев.