Глеб Кузнецов, РАПСИ

 

Судьи Мосгорсуда заявили, что не испытывали давления, за исключением общественного, и не усмотрели политической подоплеки при проверке законности приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО "Менатеп" Платону Лебедеву.

Единственным негативным фактором в работе судей были "провокации" по поводу подготовки текста приговора, заявили во вторник на встрече с журналистами в Москве судьи Мосгорсуда Владимир Усов и Елена Арычкина, состоявшие в кассационной коллегии, которая рассматривала жалобы Ходорковского и Лебедева на приговор по второму делу.

Мосгорсуд в конце мая утвердил обвинительный приговор в отношении бывших предпринимателей, в рамках которого им вменялось хищение нефти и отмывание доходов от ее реализации. Кассационная коллегия под председательством Усова при этом смягчила наказание Ходорковскому и Лебедеву на один год, а всего до 13 лет заключения. С учетом отбытой части наказания по приговору Мещанского суда от 2005 года им предстоит выйти на свободу в 2016 году.

Никакой политики, только провокации

Судьи Усов и Арычкина категорически отвергли версию некоторых СМИ о существовании политической подоплеки дела. "Защита в кассационных жалобах, в том числе, ставила вопрос о том, что в данном деле существует политическая подоплека, мы никаких таких мотивов не нашли", - заявил Усов.

Ранее об отсутствии политических мотивов уголовного преследования экс-главы ЮКОСа заявил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Хотя суд в Страсбурге 1 июня установил, что во время первого процесса был нарушен ряд прав Ходорковского и присудил ему компенсацию в общей сложности в 24,5 тысячи евро, суд не признал нарушений статьи 18 Европейской конвенции в части заявления Ходорковского о том, что его преследование было политически мотивированным. ЕСПЧ отметил, что для признания подобных нарушений необходимы "веские и неопровержимые доказательства", которых суд в представленных материалах не обнаружил.

Усов заверил журналистов, что не испытывал давления при рассмотрении кассационных жалоб подсудимых и их адвокатов. "Никакого давления на нас не оказывалось", - сказал судья и назвал "провокациями" заявления об участии в написании приговора посторонних лиц.

"Провокации по этому делу - в порядке вещей", - охарактеризовал Усов заявления бывшего пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой о якобы имевшей место фальсификации приговора. Судья также сослался на постановление Следственного комитета РФ, не нашедшего оснований для возбуждения уголовного дела в отношении судьи Виктора Данилкина, рассматривавшего дело.

Профессиональная работа

Члены кассационной коллегии высоко оценили работу Хамовнического суда при рассмотрении дела. Судья Усов сказал, что не обнаружил в приговоре никаких несоответствий или нарушений причинно-следственной связи. "Приговор написан профессионально, в нем содержатся все доводы, мотивы преступления. Такого впечатления, что кто-то писал за Данилкина, у нас не сложилось", - сказал Усов.

Судья Арычкина также разъяснила журналистам, что Ходорковский и Лебедев в рамках второго дела не были осуждены дважды за одни и те же преступления, как утверждали их адвокаты. "Как следует из приговоров Мещанского и Хамовнического судов Москвы - это два разных приговора, и Ходорковский и Лебедев были осуждены за разные преступления", - сказала судья.

Судья Владимир Усов напомнил, что обвинения по первому и второму делам относятся к разным временным периодам.

По словам Арычкиной, обратные сведения адвокаты осужденных распространяют в интересах своих подзащитных. Она подчеркнула, что защитники не привели доказательств того, что налоги, за неуплату которых Ходорковского и Лебедева осудил Мещанский суд, были начислены именно за ту нефть, обвинение в хищении которой рассматривал Хамовнический суд.

Между тем адвокаты Ходорковского заявили во вторник, что руководство УФСИН по Москве официально уведомило мать экс-главы ЮКОСа Марину Ходорковскую о том, что он доставлен в колонию номер 7 карельского города Сегежа.

Ходорковский и Лебедев были этапированы из Москвы 10 июня. ФСИН сообщил, что 14 июня жене Ходорковского Инне было направлено официальное уведомление о месте его нахождения, но она его до вторника не получила. В понедельник мать и отец Ходорковкского записались на официальный прием в московское управление службы, где им подтвердили отправку их сына в Карелию, но не стали уточнять, в какую именно колонию. Колония номер семь в Сегеже специализируется, в том числе, на создании карельских сувениров, однако, возможно, что Ходорковский вновь попадет на швейное производство. Учеником швеи-моториста он был в 2005-2006 годах, когда отбывал наказание по предыдущему приговору.

Бывший руководитель МФО "Менатеп", как сообщают источники, окажется либо в Мурманской, либо в Архангельской области. Сообщается, что Лебедев и сейчас пребывает в колонии номер 14 Архангельской области, но неизвестно, останется он отбывать свой срок там или будет этапирован в другой регион. Колония номер 14 находится в нескольких километрах от города Вельск на юге области, и ее заключенные в основном занимаются деревообработкой на предприятии ФСИН. Если конечной точкой его перевозки окажется Мурманская область, то, скорее всего, он будет отбывать наказание либо в ИК-20 на юге региона, в поселке Зеленоборский, либо в ИК-16, находящейся в поселке Мурмаши Кольского района.