Анна Шубина, РАПСИ

Останкинский суд Москвы в среду признал законным задержание первого заместителя гендиректора Государственной "Третьяковской галереи" Олега Беликова по обвинению в хищении около 87 миллионов рублей, однако не стал его арестовывать, отложив решение этого вопроса на 5 августа.

Такое решение суд принял по ходатайству его адвоката Жана Саншиева, который пообещал за это время собрать характеристики на своего подзащитного, а также заключения врачей о состоянии его здоровья, так как диагнозы, поставленные в частной клинике и больнице, в которую Беликова привезли следователи, существенно различаются.

Уголовное дело в отношении Беликова не связано с его деятельностью в Третьяковской галерее, однако следствие опасается, что на этом посту он сможет совершать аналогичные преступления.

Искомые миллионы

Беликов был задержан 2 августа и в этот же день ему было предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере). Уголовное дело было возбуждено 24 сентября 2010 года следственной частью ГУ МВД по ЦФО.

По данным следствия, в 2008 году Беликов, являясь гендиректором ГУП "Генеральная дирекция Западного административного округа", совместно с заместителем гендиректора этой компании Зориным, гендиректором ООО "Универстрой" Ладышиной и другими соучастниками по подложным документам получил право на госконтракт по выборочному капремонту многоквартирных домов. Сумма госконтракта превышала 117 миллионов рублей, однако на ремонт было потрачено 30 миллионов, а 87 миллионов соучастники похитили.

На заседании суда следователь отметил, что на Беликова как на лицо, совершившее преступление, указал очевидец. Он сказал, что если суд оставит обвиняемого на свободе, то он может скрыться, оказать давление на свидетелей или другим путем воспрепятствовать расследованию, воспользовавшись помощью пока еще не установленных и находящихся на свободе соучастников, а также похищенными денежными средствами, которые в настоящее время не похищены и не изъяты.

По его словам, причастность Беликова к преступлению была выявлена в марте 2011 года, а затем вплоть до задержания проводились оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление его места нахождения. Следователь также сказал, что в ходе допросов Беликов вину свою не признал.

Следователь также высказал опасение, что Беликов сможет продолжить преступную деятельность и на новом посту. "На строительство и ремонт зданий, принадлежащих "Третьяковской галерее", также выделяются бюджетные деньги, а Беликов по своим служебным полномочиям имеет возможность влиять на их распределение, проводить тендеры", - подчеркнул следователь.

Ходатайство следователя об аресте поддержал и прокурор.

Вину не признаю, но уволюсь

Сам Беликов выразил недоумение, почему следствие так долго искало его и не разу не вызвало на допрос, хотя он готов был добровольно явиться и дать показания.

Он также заявил, что будет считать себя обязанным уйти из "Третьяковской галереи". "После вчерашних событий и их освещения в прессе, можете быть уверены, в "Третьяковской галерее" я уже не работаю", - отметил он. Отвечая на вопрос судьи, он заявил, что о расторжении трудового контракта ему неизвестно, но по соображениям профессиональной этики он будет считать себя обязанным сам написать заявление.

Беликов был доставлен в суд после госпитализации в больницу номер 20, где ему поставили диагноз - обострение хронического бронхита. Однако в справке было указано, что он может участвовать в следственных действиях и судебном разбирательстве. По словам его адвоката, перед задержанием в одном из частных медицинских центров ему подзащитному поставили диагноз - двустороннее воспаление легких, однако пока этот диагноз не подтвердился. Он предположил, что при повторном обследовании общая картина заболевания была смазана медикаментозным лечением, которое уже начал применять Беликов.

Для прояснения состояния здоровья своего подзащитного он и попросил суд продлить срок предварительного задержания и перенести рассмотрение ходатайства об аресте. Это заявление вызвало возражения следователя и прокурора. По мнению следователя, "эти доказательства и через 72 часа не смогут повлиять на исход рассмотрения ходатайства". "Положительные характеристики не отрицают самого факта совершения преступления", - поддержал его прокурор, выразив уверенность, что полученные характеристики будут положительными по причине высшего образования обвиняемого и его высокого социального статуса.

Тем не менее, судья согласилась дождаться дополнительных доказательств, сославшись на равноправие сторон в судебном процессе и необходимость соблюдения права на защиту. В то же время она подчеркнула, что признает законным задержание Беликова, в ходе которого были соблюдены все процессуальные нормы и для которого были основания.

Нехватка специалистов

Задержание заместителя гендиректора "Третьяковской галереи" вызвало большой общественный резонанс. Директор галереи Ирина Лебедева, которая находилась с 1 августа в плановом отпуске, срочно возвращается в Москву.

"В связи со сложившейся ситуацией Лебедева приняла решение прервать отпуск и вернуться в Москву", - сказали в пресс-службе галереи, однако, собеседница агентства не уточнила, когда именно это произойдет. До ее возвращения ситуацию вокруг данного уголовного дела комментировать отказались.

Беликов был принят на работу в Третьяковскую галерею 2009 году и в его ведомстве находились экономико-хозяйственные вопросы.

В пресс-службе главка МВД по ЦФО РИА Новости подчеркнули, что данное дело не имеет никакого отношения к деятельности Третьяковской галереи и каких-либо других культурных учреждений Москвы. Однако в его рабочем кабинете в галереи был проведен обыск.

В Министерстве культуры заявили, что им не было известно, что первый заместитель директора Третьяковской галереи Олег Беликов является главным фигурантом уголовного дела, возбужденного в 2010 году, до момента его задержания. "В Минкультуры не поступало никаких документов на этот счет", - сказала пресс-секретарь ведомства Наталья Уварова.

Художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов пояснил РИА Новости, что современные музеи, особенно такие масштабные как государственная Третьяковская галерея, испытывают нехватку профессиональных кадров именно в области экономики и хозяйственного управления, что вынуждает полагаться на везение при найме подобных сотрудников. По его словам, для музеев большая редкость и удача, когда есть профессионалы-музейщики, которые могут заниматься строительством, финансами, маркетингом, развитием и т.д., какой-то экономической и хозяйственной деятельностью.

"Проверять деятельность работников на их предыдущем месте работы конечно должны службы внутренней безопасности, но странно предполагать наличие такой службы в музейной организации. Вероятно, в такого рода вопросах могло бы оказать помощь Министерство культуры", - предположил Бажанов.

Он также особо подчеркнул, что события в Третьяковке необходимо оценивать деликатно и разбираться надо внимательно.

Следственный департамент МВД России взял данное уголовное дело на особый контроль. "С учетом того, что данное преступление связано с хищением крупной суммы бюджетных денег в сфере ЖКХ и вызвало большой общественный резонанс, руководством следственного департамента МВД было принято решение взять его расследование на особый контроль", - сказал собеседник агентства.