Анна Шубина, РАПСИ

 

За вовлечение детей и подростков в антиобщественную и криминальную деятельность в минувшем году в Москве были осуждены всего 18 человек, тогда как  за тот же период были осуждены 500 подростков, большинство из которых, по данным суда, "пошли на дело" по указке взрослых.

Мосгорсуд подвел итоги рассмотрения уголовных дел, направленных против семьи и детей. Уголовный кодекс РФ отводит данным преступлениям целую главу, собранные в ней 8 статей касаются правонарушений, связанных с нарушениями при усыновлении, разглашении тайны приемных родителей, неуплатой алиментов, вовлечением подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Согласно статистике, за прошедший год московскими судами было рассмотрено более двухсот уголовных дел данной категории, но применялась лишь половина из всего спектра статей. Лидируют в этой области преступления, предусмотренные статьями 156 и 157 УК РФ, то есть неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и злостная неуплата алиментов.

"Промыть мозги" и уйти от ответственности

Особенно остро вопрос подростковой преступности встал в связи с действиями банд скинхедов, совершающих жестокие убийства в Москве. Также вспоминаются беспорядки на Манежной площади в декабре прошлого года и охватившие столицу массовые волнения, многие из участников которых были несовершеннолетними.

За втягивание несовершеннолетних в преступную деятельность Уголовный кодекс предусматривает серьезное наказание – до восьми лет лишения свободы, при этом самая серьезная санкция грозит в случае, если преступление было совершено по расовым, религиозным мотивам или на почве национальной ненависти. Мосгордума подготовила законопроект поправок в УК, ужесточающих максимальное наказание по этой статье до 10 лет. Эта та категория преступлений, по которой за решеткой могут оказаться как обвиняемый, так и потерпевший. За вовлечение подростков в антиобщественную деятельность, под которой законодатель понимает алкоголизм, наркоманию, бродяжничество и попрошайничество, виновному грозит наказание от исправительных работ до шестилетнего заключения.

Адвокат Сергей Сташевский, комментируя небольшое количество приговоров по вовлечению подростков в криминальную среду, привел в пример дело  "Национал-социалистического общества" (НСО), 13 участников которого были приговорены к длительным срокам, в том числе к пожизненному лишению свободы за подготовку к теракту, 27 убийств и другие преступления. По словам адвоката, на момент совершения преступлений среди частников НСО был только один несовершеннолетний, но и остальные, хоть им и исполнилось 18, "были совсем молодые с неокрепшими мозгами". Адвокат отметил, что осужденные за нападения на национальной почве "абсолютно зомбированные, уверены, что просидят год или два, власть сменится, их выпустят, наградят и они станут героями". "Этот бред им в голову вложил Дмитрий Румянцев, который создал НСО, организовал обучение ее членов рукопашному бою, мотивировал на борьбу с гастарбайтерами, а затем ушел в сторону (вышел из состава НСО) и не понес ответственности", - заявил Сташевский. Впоследствии Румянцев проходил по делу в качестве свидетеля.

"С годами они начинают понимать…"

С другой стороны адвокат Дмитрий Аграновский, участвовавший в ряде дел в отношении скинхедов, а в настоящее время защищающий в суде обвиняемого в организации беспорядков на Манежной площади, порадовался небольшому числу приговоров по данным статьям УК, пояснив, что несколько лет назад ситуация была абсолютно другой. Аграновский считает, что статья 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность) является "вредной и ненужной" и применяется, чтобы повысить статистику и ужесточить срок. "Подростков не надо никуда вовлекать, они сами кого угодно вовлекут. Подростки – это несформировавшиеся личности с более криминальным поведением", - заявил он. В качестве примера адвокат привел массовые акции на Манежной площади, беспорядки в Лондоне, а также отметил, что у несовершеннолетних более конфликтное поведение в колониях, чем у их взрослых "коллег".

Адвокат рассказал, что в начале своей практики часто сталкивался с делами, где среди прочих фигурировала 150 статья. По его словам, если группа людей идет на преступление и среди них есть подросток, то человеку, вся вина которого состоит в том, что ему исполнилось 18 лет, добавляют эту статью. "Исходя из моей практики, несовершеннолетние являются наиболее активными, циничными, злобными и жестокими участниками преступной группы", - отметил Аграновский. Он сказал, что если банда грабителей залезает в квартиру, то именно подросток применит насилие к потерпевшему. По его мнению, с возрастом люди, даже преступники могут стать более сдержанными. "С годами они начинают понимать, что не надо было бить потерпевшего ножом, не стоило бить его головой о стену", - добавил он.

"Если бы это зависело от меня, то я бы отменил эту статью", - заявил адвокат.

Большая часть преступников - родители

Следует отметить, что 85 процентов осужденных по статьям, которые Уголовный кодекс отводит для квалификации преступлений против семьи и против несовершеннолетних, были признаны виновными в злостной неуплате алиментов.

По данной статье, которая грозит нарушителю наказанием от исправительных работ до трех месяцев ареста, в столице за год был осужден 181 человек. Двое из них отправились за неуплату алиментов за решетку, 17 приговорены к условным срокам, двое выплатили штраф, а остальным суд назначил наказание в виде обязательных или исправительных работ.

Исправительные работы являются самым распространенным наказанием за преступления против семьи и детей, реже всего осужденным назначают штраф. Из 191 осужденного 16 приговорены к заключению, а 35 суд назначил условные сроки.

Ее все дошедшие до суда уголовные дела данной категории закончились вынесением приговора, почти 10 процентов дел было прекращено по различным обстоятельствам. Наиболее частой причиной прекращения уголовного преследования является примирение обвиняемого с потерпевшими.

Всего от преступных посягательств по названным статьям за прошедший год пострадало 188 человек, из них 41 ребенок в возрасте от 6 до 9 лет и 40 тинэйджеров в возрасте от 10 до 13 лет. Старшие и младшие потерпевшие встречаются реже. 

Потерпевшие по данной категории дел редко подают гражданские иски о возмещении причиненного вреда – за год в столичные суды их было подано всего 8, в удовлетворении двух из них суд отказал.

Как и в любой другой категории дел, одна из сторон процесса может быть не удовлетворена вынесенным судом решением. В таком случае их можно обжаловать в вышестоящую инстанцию. За год только 13 процентов приговоров за преступления против семьи и подростков было обжаловано, пять приговоров Мосгорсуд изменил или вообще отменил и направил дело на пересмотр.

По ряду преступлений такой категории законодатель ужесточает ответственность для людей, на которых возложены обязанности по воспитанию детей и заботе о них, например, для медиков и педагогов. Однако чаще всего преступления против несовершеннолетних совершают их родители – почти 87 процентов от общего числа осужденных в Москве. За год к ответственности по данным статьям был привлечен один педагог, а вот медицинские работники столичными судами в подобных проступках вообще замечены не были.

География преступности

Большая часть подсудимых по делам против детей и семьи были гражданами РФ и проживали в Москве, только 16 человек приехали из других регионов России или стран ближнего зарубежья. Следует отметить оперативность судов в рассмотрении дел о преступлениях против семьи и несовершеннолетних – лишь для нескольких дел на это понадобился срок, превышающий полгода.

Наибольшее число дел данной категории приходится на суды, расположенные в спальных районах и на окраинах. А некоторые из центральных судов, например Замоскворецкий, Таганский, Савеловский, Хамовнический за год не рассмотрели ни одного уголовного дела по преступлениям в отношении семьи и детей.

Хорошо, плохо, понятно

Как сообщили агентству РАПСИ/infosud.ru в Мосгорсуде, неясных вопросов при применении норм уголовного законодательства по данной категории дел у судов не возникло.

В то же время судьи, вынося приговоры, отмечали такие негативные последствия совершенных преступлений против семьи и несовершеннолетних, как самоустранение родителей от воспитания и содержание ребенка, негативное влияние как на его воспитание и формирование личности, так и на состоянии общества, через приобщение к преступной деятельности подростков, наиболее подверженных постороннему влиянию, а также вовлечение подростков в криминальный мир, их последующее привлечение к уголовной ответственности.

Следует отметить, что за весь прошедший год в столичные суды не поступило ни одного дела по статьям УУК РФ 153 (Подмена ребенка), 154 (Незаконное усыновление или удочерение) и 155 (Разглашение тайны усыновления или удочерения). Можно только порадоваться отсутствию преступлений в этой сфере.