Ирина Тумилович, Любовь Ширижик

 

Мосгорсуд считает необходимым создание специальной врачебной комиссии для обследования подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, сообщил заместитель председателя Мосгорсуда Дмитрий Фомин на встрече с адвокатами, организованной РАПСИ.

При этом, по мнению судьи, необходимо ввести ответственность для врачей, если сроки медицинского осмотра нарушаются.

Фомин также указал, что для решения данного вопроса следует внести изменения в российское законодательство. Он предложил сделать Москву "пилотным проектом" по данному вопросу, а в случае положительной практики распространить опыт и на регионы.

Адвокатское сообщество поддержало идею, отметив, что вопрос о решении проблем со смертностью в следственных изоляторах назрел уже давно.

Смертность в СИЗО

По словам зампреда Мосгорсуда, в прошлом году в московских СИЗО умерли 40 человек. Согласно представленной Фоминым статистике, из них 20 человек числились за следствием, остальные – за судом.

Практика показывает, указал судья, что люди погибают, в основном, в первые дни нахождения под стражей. Он объяснил это стрессом, возникающим у людей в результате ареста.

В двух случаях, заключенные умерли после более чем годового нахождения в СИЗО, сообщил Фомин.

Среди причин смертей, судья указал отравление героином и суицид, а также ряд смертельных заболеваний у содержащихся под арестом, таких как ВИЧ, гепатит, онкология.

У СИЗО нет возможностей лечить

Адвокат Владимир Жеребенков, подзащитная которого Вера Трифонова скончалась в изоляторе, сообщил, что  больница при СИЗО "Матросская тишина", например, не имеет лицензию на оказание кардиологической помощи, хотя по статистике большинство умирают из–за сердечной недостаточности.

Фомин согласился, что сердечная недостаточность является во многих случаях причиной смерти арестованных. Однако, по его словам, она вызвана в основном уже имеющимися у них заболеваниями.

В свою очередь президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев заявил о необходимости оборудовать СИЗО диагностической аппаратурой, хотя "это и дорого".

По его мнению, в таких условиях можно будет заключенных быстро и качественно обследовать. Адвокат также предлагает пересмотреть список заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. "Вот, например, при  ишемической болезни сердца третьей степени нельзя арестовывать, но человек может умереть и при первой степени", - указал Мирзоев.

Независимая врачебная комиссия

Для предотвращения смертности в следственных изоляторах  Мосгорсуд предлагает создать специальную комиссию из уважаемых медицинских специалистов для проведения независимого освидетельствования состояния здоровья.

"Можно сделать в Москве этот пилот, а затем и в регионах", - считает Фомин. По его словам, большинство судей прислушивались бы к мнению такой комиссии.

В то же время, он указал на ряд аспектов, вызывающих вопросы. Должны ли сведения о членах такой комиссии быть открытыми или во избежание давления на них засекретить информацию. Также стоит продумать вопрос о том, кто будет рекомендовать состав комиссии, полагает судья.

Также он указал на необходимость соблюдения сроков обследования при решении вопроса о создании специальной комиссии.

"Нужно обследовать заключенного в короткий срок", - подчеркнул Фомин, добавив, что "обязательно надо прописать санкции за нарушение этих сроков".

В свою очередь, адвокат Андрей Яковлев, предложил использовать Медико-социальную экспертизу для независимого медицинского обследования людей, содержащихся в СИЗО.

"Они несут ответственность за присвоение инвалидности, поэтому можно не плодить новый орган, а отдать данный вопрос им", - считает он.

По  мнению защитника, также необходимо обязать близлежащие к СИЗО (в Москве пять изоляторов) медицинские учреждения принимать вызовы и оказывать срочную помощь заключенным, брать анализы при необходимости и затем имеющиеся медицинские документы представлять в Медико-социальную экспертизу для освидетельствования состояния здоровья.

Решения этого органа о возможности нахождения человека под стражей будет перепроверять уже специальная комиссия, вопрос о создании которой сейчас обсуждается, добавил он.

"При этом стоит особо отметить, что человек, лишенный свободы, должен защищаться в приоритетном порядке", - сказал Яковлев.

Отмена ареста

Адвокат Николай Клен поддержал идею создания такой комиссии, однако отметил, что "главная роль остается за судьей".

"Если у него есть сомнения, то зачем заключать человека под стражу", - считает адвокат. Он привел пример из своей практики, когда обвиняемого принесли в суд на носилках, судье представлялись справки о его тяжелом состоянии здоровья и, тем не менее, суд выдал санкцию на арест.

"Пока мы не изменим мышление судьи о том, что есть презумпция невиновности, ситуация не измениться", - полагает Клен.

На это заместитель председателя Мосгорсуда сообщил, что в 2011 году суды столицы рассмотрели более 11,5 тысяч ходатайств об аресте, из них более 10 тысяч – удовлетворено, 7,7 процентов – отклонено.

При этом, обжаловано было только 10 процентов арестов, то есть ни арестованные, ни их защита не возражали против избранной меры пресечения, подчеркнул судья.

"По моим прогнозам будет увеличиваться доля домашних арестов", - сообщил зампред Мосгорсуда. Применение залогов останется незначительным, потому что большинство ограничено в своих материальных возможностях, полагает он.

Также Фомин считает необходимым учитывать мнение Европейского суда по правам человека, который приравнял нахождение в московских и российских СИЗО к пыткам и обещал присуждать компенсации всем, кто там находится, в случае их обращения в ЕСПЧ.

Освобождение из-под стражи по болезни. Сравнительный анализ по странам>