МОСКВА, 8 апр - РАПСИ. Госдума в пятницу приняла в первом чтении поправки в Трудовой кодекс, регулирующие вопросы профессионального отбора и медицинского осмотра шахтеров.

Законопроект направлен на профилактику аварийных ситуаций и несчастных случаев при выполнении подземных работ. В нем отмечается, что лица, принимаемые на работу, связанную с подземными условиями труда, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку. Предусматривается проведение предсменных медосмотров и выборочных (в течение работы) и в конце смены контрольных проверок на наличие наркотического и (или) алкогольного опьянения работников.

Устанавливается особый порядок применения дисциплинарных взысканий и отстранения от работы горняков, допустивших дисциплинарные проступки.

В связи с неустранимыми неблагоприятными производственными факторами, труд шахтеров, осуществляющих добычу каменного угля подземным способом, а также труд других категорий работников, занятых на тяжелых подземных работах и подвергающих свою жизнь и здоровье опасности отличается особыми напряженными психофизиологическими характеристиками, отмечается в сопроводительных документах.

Трудовая деятельность в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, связана с высоким уровнем профессионального риска. В частности, профессия горняка, с точки зрения травматизма, считается одной из самых опасных.

Работа глубоко под землей связана с неустойчивым и неудобным положением во время проведения работ, нехваткой кислорода, выделениями вредных азотных соединений, наличием технической воды на рабочих участках, пыли. Все это приводит к большому количеству несчастных случаев и высокому уровню профессиональных заболеваний.

Учитывая, что подземные работы ведутся круглосуточно, в три-четыре смены, в преобладающем числе несчастных случаев основной причиной является "человеческий фактор": усталость, отклонения от технологических регламентов производственных процессов, нарушения техники безопасности, несоблюдение трудовой дисциплины.

Только на шахтах Кузбасса за последние десять лет произошло более 150 аварий, число пострадавших превысило 1 тысячу 150 человек, из них более 500 погибло, говорится в пояснительной записке к законопроекту.