В английской палате общин поднимается вопрос о секвестре советского имущества, что может повлечь массовые судебные процессы против граждан и ведомств российской республики, причём не только со стороны подданных, но и любых жителей Англии с другим гражданством. Советы, между тем, не воспринимают угрозу всерьез и даже публикуют три способа обхода возможной проблемы. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 13 января 1921 года.*


Угроза секвестрами и борьба с ними

Вопрос о праве секвестра имущества Российского Правительства является чрезвычайно важным. По этому вопросу сэр Хорн в палате общин высказывается совершенно определенно. Он находит существующее положение более выгодным для английских граждан, чем заключение торгового соглашения и признание Советского Правительства. При существующем положении каждый английский кредитор имеет право предъявлять иски в суд и требовать секвестра имущества должника, когда оно фактически попадает юрисдикции английских судов. Совсем иное положение создастся, если английское правительство уступит требованиям России, признает Советское правительство и заключит с ним торговое соглашение. Тогда оно лишит своих граждан права обращаться в суд и требовать секвестра имущества Советского правительства за долговые обязательства Российской Республики.

Этим заявлением сэр Хорн полагает, что он сразу двух зайцев убил: с одной стороны, он убедил своих английских граждан, что очень близко принимает к сердцу их материальные интересы и защищает их по мере сил и разумения, с другой – он надеется повлиять на Советское правительство, чтобы оно согласилось принять английские предложения, так как в противном случае советское золото, товары и всякое имущество в Западной Европе всегда рискнут подпасть под секвестр.

Вопрос о праве секвестра действительно весьма серьезный, но он не так страшен, как полагает мистер Хорн. Попробуем в нем разобраться.

Еще весной 1918 г, когда при народном банке в Петрограде было созвано большое совещание, в котором впервые обсуждался вопрос о монополизации в руках правительства всей внешней торговли, пишущий эти строки обратил внимание на вопрос о секвестре, указав, что, в виду аннулирования Советской властью всех долгов прежних русских правительств, иностранные правительства, а также все держатели русских облигаций и разных ценных бумаг могут обращаться в иностранные суды с требованием наложения секвестра на принадлежащее Советскому правительству имущество, которое попадает к ним. Во всей Западной Европе такой секвестр очень часто практикуется в частноправовых международных сношениях и производится чрезвычайно легко. Кредитор обращается в суд с заявлением, что такой-то должен ему и отказывается уплатить такую-то сумму, что он имеет в таком-то банке наличные деньги или товары на таком-то пароходе и т. п., а потому просит выдать ему акт о наложении секвестра на означенное имущество, причем он ручается за правильность своего заявления и принимает на себя полную ответственность за последствия.

Таким путем имущество секвестируется даже без предъявления в суд каких-либо документов. Понятно, что при предъявлении облигаций на русские займы или других бумаг, удостоверяющих задолженность русского правительства, дело еще более облегчается.

Необходимо также иметь в виду, что правом такого секвестра пользуются не только подданные данной страны, но и все проживающие там иностранные подданные, пользующиеся на основании торговых договоров правом судебной защиты. Таким образом в Швеции, например, имущество русского правительства или вообще русского должника может быть секвестровано судом по ходатайству английского или французского подданного и т. д.

Но это право секвестра, так широко всегда практиковавшееся в Западной Европе, Советская власть давно должна была обратить серьезной внимание и сообразовать с ним все свои действия по производству внешнего товарообмена.

Только напрасно мистер Хорн полагает, что это какое-то страшное против Советской власти. Ничего страшного тут нет, есть очень много способов обезвредить его и совершенно уберечь себя от возможности подпасть под секвестр. Мы не станем перечислять всех этих способов, - но на некоторые их них не мешает обратить внимание. Быть может, и единомышленники мистера Хорна согласятся с нами, что опасность секвестра нисколько не может нам помешать вести внешнюю торговлю постольку, поскольку она теперь вообще достижима при создавшейся политической конъюнктуре.

1. Покупать заграничный товар мы можем на условиях «сиф», т.- е. с доставкой и сдачей нам в заранее обусловленном и, конечно, вполне безопасном для нас порте. Так как до прибытия в порт назначенный товар будет принадлежать иностранцам, то Советскому правительству ни с какой стороны секвестр иностранного суда угрожать не может.

2. Продавать свои товары заграницу мы можем пока на условиях «фоб», т.-е. со сдачей покупателю в русском или другом безопасном для нас порте, откуда иностранные покупатели отправляют заграницу этот товар за свой страх и риск. Этим путем мы также страхуем себя от какого бы то ни было секвестра.

3. Помимо этих двух способов мы имеем также полную возможность производить всякие закупки на заграничных рынках, давать там заказы, продавать товары и вообще производить торговые операции через посредство различных банков и широко развитых аккредитивных операций. Для обеспечения в Англии наших платежей вовсе нет никакой необходимости держать наше золото в английских банках. Для этого достаточно, чтобы английский банк получил от своего корреспондента – иностранного банка – именной приказ уплатить за его счет против такого-то товара необходимую сумму денег и отправить товар за счет этого банка-корреспондента по определенному направлению. Таким путем можно, без риска подпадания под секвестр, свободно совершать в Англии и других государствах всякие торговые манипуляции.

О целом ряде других способов производить внешнюю торговлю со странами Антанты без всякого риска подпасть под секвестр, мы в печати распространяться не станем. Достаточно и сделанных трех указаний, чтобы убедить мистера Хорна и других представителей Англии и Франции, что никакие секвестры нам не страшны, что их очень легко можно обезвредить, и что выступление на западноевропейских рынках с русским сырьем, в котором там так сильно нуждаются, зависит исключительно от доброй воли Советского правительства.

Г. Рохович

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены