Сюжеты

Сюжет

Хроника судебных процессов

РАПСИ открывает новую рубрику, в которой будет знакомить читателей с резонансными и необычными судебными процессами прошлых эпох, оказавшими влияние на развитие юриспруденции в России, а также любопытными делами, дающими представление о становлении права в Европе. Уникальность проекта заключается в полном цитировании современников событий, что представляет удобство для изучающих историю права. Материалы будут выходить по пятницам. 

Публикации
© Государственный литературный музей

Дело о первой дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова

РАПСИ открывает новую рубрику, в которой будет знакомить читателей с резонансными и необычными судебными процессами прошлых эпох, оказавшими влияние на развитие юриспруденции в России, а также любопытными делами, дающими представление о становлении права в Европе. Этот выпуск посвящен делу о первой дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова.
Подробнее
Право на бороду: история законов о бритье
Откуда растут корни бритья, почему безбородые воины имели преимущество в бою, как борода стала считаться признаком оппозиции и должны ли военные и гражданские иметь одинаковые права на ношение усов и бороды — тема брадобрития стала актуальной для российского общества в связи с делом матроса, оказавшегося на скамье подсудимых в 1874 году за отказ сбрить бороду по религиозным соображениям.
Дело о взыскании убытков с отказавшегося от свадьбы жениха
Можно ли взыскать с отказавшегося от свадьбы жениха расходы на приданое и помолвку, обязан ли несостоявшийся родственник компенсировать затраты на балы и светские вечера в честь будущего торжества, можно ли вообще уговор о свадьбе считать сделкой, решал окружной суд в 1869 году.
Дело об оскорблении оркестра. "Чего шипите, немецкая сволочь!"
Можно ли шикать на артиста, имеет ли право оркестр выражать эмоции по отношению к актеру, является ли театр публичным местом во время репетиции и считается ли, что во время прогона артисты исполняют служебные обязанности — в юридических тонкостях при необычных обстоятельствах разбирался суд по делу об оскорблении артистом императорских театров капельмейстера и оркестра, которое произошло в 1870 году.
Дело о последней дуэли Александра Пушкина. Приговор
Удивительные обстоятельства в «дуэльных делах» Александра Сергеевича Пушкина продолжали открываться и после гибели поэта — фактически он стал первым обвиняемым, которого судили уже умершим: дуэли в царской России были строго запрещены, и Николай I дал указание суду озвучить наказание, которое понёс бы Пушкин, если бы остался в живых.
Дело о последней дуэли Пушкина. Имел ли поэт преимущество в выстреле
Причину фатального для Пушкина поединка должны были объяснить письменные доказательства: к делу приобщили пять писем, три из которых написал сам поэт, остальные же — письма секундантов, рассказывающие детали состоявшегося поединка.
Дело о последней дуэли Александра Сергеевича Пушкина
Александр Пушкин любил прибегать к разбирательствам посредством поединка, это была необычная черта в характере поэта. Удивительные обстоятельства в «дуэльных делах» Пушкина продолжались и после гибели поэта – фактически он стал первым обвиняемым, которого судили уже умершим: дуэли в царской России были строго запрещены и Николай I дал указание суду озвучить наказание, которое понёс бы Пушкин, если бы остался в живых.
Первые штрафы за отказ быть присяжным. Судебная хроника
Несмотря на долгий путь Российской империи к введению суда присяжных и многократные разъяснения преимущества такого суда, к новой форме судопроизводства оказались готовы не все. Уже ко второму процессу в московском окружном суде выяснилось, что народ не особенно рвется входить в состав коллегии.