САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 июн — РАПСИ. Какие правовые проблемы возникают в связи с развитием индустрии видеоигр, как поддержать отечественных разработчиков игр и защитить традиционные российские ценности в виртуальном мире? Такие вопросы обсудили в субботу на сессии «Виртуальные миры, реальные проблемы: цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии» на Международном молодежном экономическом форуме в рамках ПМЭФ.

Модераторами сессии выступили заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда и заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов.

По словам Архипова, российский игровой рынок занимает по объему 11-е место в мире и пятое в Европе. По оценкам экспертов до 50 миллионов россиян активно играют в видеоигры.

Эксперты обсудили, как с помощью правовых и законодательных механизмов поддержать российских разработчиков игр, которые из-за односторонних санкций лишились необходимых им инструментов.

Игры важны для развития права

Сомодератор сессии Владислав Архипов отметил, что видеоигры — очень интересное и нельзя сказать что новое явление современной культуры. Игры представляют собой объединение многих разных направлений выражения художественной мысли. При этом игры интерактивны.

«Игры уже давно стали неким стандартом для времяпрепровождения, хобби для очень многих граждан нашей страны. По некоторым подсчетам, от 60 до 70 процентов россиян так или иначе играют в игры», - сказал Архипов.

В этой связи, отметил Архипов, игры — очень важный инструмент в любой политике, связанной с продвижением определенных смыслов. А по экономическим показателям игры уже не только конкурируют, но и порой превосходят, например, отрасль киноиндустрии.

Другой участник сессии, главный научный сотрудник Сектора Информационного права и Международной информационной безопасности ИГП РАН Виктор Наумов, также назвал игры важным культурным явлением, и большим быстрорастущим сектором экономики.

«(Игры) это воздействие на массы. И в этих обстоятельствах право как социальный регулятор просто обязано обратить внимание на это развивающееся явление», - сказал Наумов.

В свою очередь Заместитель генерального директора по правовым вопросам, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Борис Едидин также назвал видеоигры «достойным предметом» правового регулирования, поскольку они представляют собой «зеркало нашей жизни». Кроме того, по его словам, видеоигры — это полигон для тестирования большинства технологий, которые затем реализуются в других сферах.

«Тот этический выбор, который мы нередко делаем в играх, он непосредственно связан с нашим прошлым или с нашей реальной жизнью», - сказал Едидин.

Право стимулирует развитие игр

Сомодератор сессии заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда сказала, что из-за внешних обстоятельств рынок компьютерных игр переживает серьезные изменения, которые затронули как российских разработчиков, так и игроков.

Создателям игр, например, затруднили доступ к некоторым инструментам разработки. Поэтом часть разработчиков «релоцируется» в другие страны не в силу каких-либо убеждений, а потому, что там есть возможность работать с привычным или даже необходимым программным обеспечением, налаживать структуры для платежей и выхода на международный рынок.

Другая часть талантливых разработчиков, отметила Бинда, работала из России на «экспорт», создавая графику, музыку и другие объекты для зарубежных игр. Российские игроки также пострадали от односторонних санкций.

«Как правовыми средствами можно стимулировать развитие отечественной игровой индустрии?» - поинтересовалась у своих собеседников Бинда.

По словам Архипова, условия, в которых развивается игровая индустрия, сейчас меняются «буквально каждый день», но большинство затруднений все же связаны с финансовыми вопросами. Государство, считает Архипов, должно в первую очередь создавать комфортные условия для разработчиков игр в России.

«Игровая индустрия — это область, которая все-таки в значительной степени связана с творчеством. И как и в любом творчестве какие-либо ограничения здесь, наверное, были бы непродуктивны», - сказал Архипов.

В свою очередь Наумов считает, что государство должно помогать разработчикам игр «пробивать новые каналы сбыта в другие регионы мира», что сами по отдельности разработчики сделать не смогут. По мнению Наумова это проект государственной важности, который будет эффективно работать при наличии «понятных условий игры».

«Так как рынок компьютерных игр потерял в основном деньги, то можно денег еще больше не забирать, то есть снизить налоги. Второе — разрешить получать льготные кредиты. И третье — упростить ограничения на экспорт продукции, чтобы эти потерянные деньги так вернуть», - ответил на вопрос руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Андреев.

Комфортная правовая среда для разработчиков игр, по словам председателя комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики Ассоциации юристов России Александра Журавлева — это низкие налоги, возможность пользоваться льготами, которые предусмотрены в России для IT-компаний: налоговыми, льготной ипотекой, сниженным НДФЛ и возможностью получать доступ к государственным и частным инвестициям.

Донастройка закона для разработчиков игр

По словам Владислава Архипова право не должно опережать развитие игровой индустрии.

«Первична в этом смысле экономика, отношения, творчество. Право в этом смысле должно выступать инструментом, который дает возможность для реализации каких-то творческих инициатив, а не для того, чтобы их заранее ограничивать», - сказал Архипов.

Борис Едидин в свою очередь отметил, что государством постоянно ведется донастройка законодательства в сфере компьютерной разработки.

«Этот процесс идет постоянно. Для этого в Минцифры создана специальная комиссия, которая анализирует процесс применения налоговых льгот, готовит разъяснения по тем льготам, которые уже приняты, и разрабатывает поправки для донастройки системы. Я бы сказал, что этот процесс идет в постоянном режиме», - сказал Едидин.

А вот Николай Андреев, напротив, считает, что общественный запрос на донастройку законодательства в сфере разработки компьютерных игр даже уже «немножко перезрел», и сфера ждет когда изменения реализуются.

Потребности, по словам Андреева, - все те, же, что и озвучены коллегами: налоговые преференции, помощь в продвижении разработок за рубежом, упрощение получения кредитов. Еще среди предложений, по словам Андреева, - освобождение разработчиков игр от службы в армии и снижение проверок и вообще контроля со стороны государства за индустрией.