МОСКВА, 10 мар — РАПСИ. Принятые Госдумой во втором чтении поправки в законопроект о введении единых правил дистанционного электронного голосования (ДЭГ) расширяют возможности для наблюдения за выборами, подчеркнули в Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ).

Как пояснили эксперты НОМ, законопроект о ДЭГ ко второму чтению был существенно расширен, в него добавили не только поправки, затрагивающие онлайн-голосование, но также откорректировали порядок назначения членов комиссий, уточнили требования к участию иноагентов в выборах и расширили возможности наблюдателей на выборах. 

Председатель Красноярского регионального отделения Корпуса «За чистые выборы» Эвелина Павельева считает, что представленный законопроект существенно расширяет возможности наблюдения за выборами.

«Институт членов комиссии с правом совещательного голоса является атавизмом! Он был нужен, пока в законодательстве отсутствовала норма об общественных наблюдателях. Сейчас же, при наличии квалифицированных общественных наблюдателей, не имеющих никаких политических ориентиров и приоритетов, необходимость в таком институте  пропадает, по крайней мере, на уровне территориальных комиссий точно», — сказала Павельева, подчеркнув, что законопроект предоставляет возможность направления наблюдателей в ТИК. 

Как считает эксперт, практика работы в области наблюдения показывает, что наблюдение в ТИК обеспечит надежный контроль за поступлением из участковых комиссий протоколов об итогах голосования. «Причем права наблюдателей существенно расширяются», — добавила она.

Павельева также подчеркнула, что ДЭГ зарекомендовала себя как положительный и эффективный опыт. «Риски, которые высказывали эксперты, относительно сложности осуществления контроля, в том числе и со стороны общественности, устранены в новом проекте и это показывает приятие законодателя и ЦИК важности общественного наблюдения. В этом ключе, актуально наблюдение в территориальных и иных вышестоящих комиссиях», — сказала она.

Исполнительный директор Общественной палаты (ОП) Республики Коми Александра Афонина уверена, что законопроект о ДЭГ на сегодняшний момент начинает отвечать запросам общества.

«Общество хочет отдавать свой голос, участвовать в управлении страной удобно для себя и это неоднократно доказывается. Человек хочет, чтобы его выборы не тяготили, он хочет, чтобы его выбор был осознанный, анонимный, удобный и высокотехнологичный. У большинства жителей страны есть в руках смартфон, и я как один из участников тестирования ДЭГ могу сказать, что это интересный и удобный процесс», — сказала Афонина.

Как подчеркнула общественница, на текущий момент особенно актуально то, что предприняты все меры, чтобы исключить вмешательство в электронное голосование извне. «Все массово сообщают о том, что идут атаки на Госуслуги и эффекта от атак ноль. Это говорит о том, что уровень IT-сферы в России сегодня может обеспечить невмешательство в голосование в электронном формате», — считает она. 

Говоря об изменении порядка формирования комиссий, Афонина отметила, что последние 2-3 избирательных цикла доказали, что ряд институтов избирательной системы являются рудиментами. «Мы видим, как широко используют институт членов комиссии с правом совещательного голоса, которые имеют абсолютно равные полномочия с наблюдателями. Вопрос: зачем два одинаковых института? Институт членов комиссии с правом совещательного голоса задумывался в тот момент, когда в российском законодательстве отсутствовала норма об общественном наблюдении. Сейчас же на участке в день голосования члены комиссии с правом совещательного голоса являются зрителями без полномочий», — объяснила она, добавив при этом, что зачастую члены комиссии с правом совещательного голоса используются для манипуляций и провокаций.

В свою очередь, руководитель аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Антон Бибаров-Государев отметил, что законопроект учел ряд принципиальных поправок экспертов НОМ, направленных на повышение открытости и прозрачности ДЭГ.

«Отныне предметно прописан институт наблюдения за дистанционным электронным голосованием. Теперь при организации и осуществлении ДЭГ должны быть обеспечены возможности наблюдения, особенности которого будут устанавливаться на основе требований ЦИК России», — сказал он.

Бибаров-Государев также считает, что ещё одним важным дополнением, призванным защитить чистоту процедуры голосования, стала законодательная возможность направлять наблюдателей не только на участки для голосования, но и на уровне территориальных комиссий. 

«Данная норма значительно расширяет возможности наблюдения, в том числе общественных наблюдателей, и обеспечит надежный контроль за поступлением из участковых комиссий протоколов об итогах голосования. Собственно, ранее именно это звено многие эксперты называли «ахиллесовой пятой» наблюдения за избирательным процессом. Примечательно, что в поддержку этого решения всегда высказывались ведущие эксперты НОМ и наши чаяния оказались услышаны», — резюмировал он.