Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило* архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Утреннее заседание 17 декабря

Нюрнберг, 17 декабря (ТАСС). Открывал утреннее заседание трибунала 17 декабря, председатель трибунала лорд Лоуренс сделал четыре заявления. 

В первом своем заявлении лорд Лоуренс отметил, что в печати появились интервью подсудимых, переданные прессе через посредства защитников. Трибунал считает это абсолютно недопустимым и примет энергичные меры, чтобы предотвратить повторение подобных случаев. Зашита предупреждается трибуналом против попыток повторить передачу интервью обвиняемых прессе. Защитники должны подчиняться установленным уставам трибунала правилам, и они не должны использовать свои возможности для связи с подсудимыми в побочных целях. Они должны подходить к осуществлению своей задачи с точки зрения их профессионального долга. Трибунал считает, что все участники этого процесса, имеющего историческое значение, должны понимать свою большую ответственность. Мировая пресса выполняет свой долг, когда она подробно сообщает мировому общественному мнению о ходе процесса, однако, представители прессы тоже должны сознавать, что и они несут определенную ответственность. 

Остальные заявления посвящены вопросам процессуального характера. 

Американский обвинитель Гаррис

Вслед за тем слово получает представитель американского обвинения капитан Гаррис. Свою речь обвинитель посвятил ограблению и германизации германскими фашистами оккупированных территорий Советского Союза. Те документы, которые мы сейчас представим, говорит Гаррис, докажут, во-первых, что немецкие заговорщики планировали вывезти в Германию все продукты питания и сырьевые материалы с юга и юго-востока Советского Союза, вывезти все сверх оставляемого на месте абсолютного минимума. Во-вторых, они намеренно и систематически организовывали голодную смерть миллионов русских. Фашисты планировали также систематическое уничтожение промышленности северных районов Советского Союза, чтобы остатки русского населения полностью зависели от Германии. Они намеревались включить часть Галиции и все балтийские страны в состав Германии и превратить Крым, области Поволжья и районы вокруг Баку—в германские колонии. 

Ограбление Советского Союза

Затем обвинитель цитирует директиву, изданную подсудимым Герингом для так называемого экономического штаба на Востоке. Эта директива датирована июлем 1941 года. Согласно директиве, экономический штаб Востока управлял всей экономикой. Документ устанавливает ответственность подсудимого Геринга за ограбление Советского Союза. Другой документ, датированный 23 мая 1941 г., т.-е. составленный еще до вторжения в Советский Союз, намечает экономическую политику на Востоке. В этом документе говорится: «Территории Советского Союза, которые дают излишки продукции, расположены в черноземных районах, поэтому изоляция черноземных районов должна предоставить значительное количество зерна в наше распоряжение. В результате можно наметить полнее прекращение снабжения всей северной зоны, включая важные промышленные центры — Москву и Санкт-Петербург». Промышленность, говорится далее в этом документе, может быть сохранена только в некоторых плодородных районах. Германия не заинтересована в поддержании производительных сил этой территории, за исключением необходимости снабжать продуктами питания расположенные там немецкие войска. Население этих районов, особенно городское население, должно быть готово к тому, чтобы встретиться с самым настоящим голодом. Нужно будет вывозить население отсюда в Сибирь. Германия извлечет необходимую ей пользу только в том случае, если она будет действовать быстро и сумеет захватить все продукты, необходимые для Германии. Необходимо немедленно захватить скот и передать его армии, а также вывозить его в Германию. Поскольку никаких кормов не будет, рогатый скот и свиньи исчезнут в ближайшем будущем. Если немцы все это не захватят для себя, то в самое ближайшее время население использует скот, и Германия не получит никакой пользы.

Далее в документе говорится: «По требованию фюрера нормы мяса должны быть снижены уже к осени, а снабжение немцев должно быть увеличено. Это можно осуществить путем самого жестокого и решительного захвата поголовья скота в России, в особенности в районах, которые удобны для транспортировки этого скота в Германию. В будущем Южная Россия должна повернуться лицом к Европе. Излишки продуктов питания она должна обменять на потребные продукты в Германии и в Европе. Мы должны ускорить возвращение к примитивному сельскому хозяйству в России. Многие десятки миллионов людей в этом районе умрут или должны будут выехать в Сибирь. Всякие попытки спасти население от смерти и от голода путем импорта из черноземных районов невозможны, потому что все должно быть вывезено в Европу. Такой вывоз продуктов с юга на север России снизил бы военную мощь Германии. Это должно быть ясно и четко понято. Продовольственное положение Германии на третьем году войны требует, чтобы снабжение вооруженных сил Германии происходило не за счет германских территорий или территорий, включенных в Германию. Это означает, что одна треть вооруженных сил должна полностью снабжаться за счет французских поставок, а остальные две трети, а может быть, и немного больше, имея в виду сегодняшнюю численность армии, должны получать продукты питания из восточных пространств. Наша задача заключается в том, чтобы включить русские продовольственные ресурсы в европейский план потребления. Это вызовет, конечно, уничтожение промышленности, а также большого количества населения».

Невозможно, заявляет обвинитель, охарактеризовать варварский план германских Фашистов в отношении русского населения более ясно и более жестокими словами, чем это сделано в приведенном документе. Далее, в этом документе говорится, что внутреннее потребление России должно быть снижено самыми решительными мерами. Таким образом, продолжает обвинитель, германские фашисты разработали детальный план убийства миллионов невинных граждан. Это было преднамеренное убийство, которое превосходит пределы человеческого понимания. Каждый подсудимый очень хорошо знал об этих целях, когда он совершал преступления, в которых теперь обвиняется. 

(Известия, 18 декабря 1945 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены