Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Сегодня был большой день на процессе. Места прессы, обвинения, гостевые галереи переполнены были с утра. Заметно нервничали подсудимые и их защитники. Закончивший свою речь, посвященную злодеяниям немцев, помощник главного обвинителя тов. Смирнов сообщил трибуналу, что сейчас он предъявит судьям советский документальный фильм.

В зале гаснет свет. Освещены только подсудимые, на лица которых направлены снизу скрытые источники света. На экране появляется надпись: «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков. Документальный фильм. Представляется главным обвинителем от СССР».

В начале фильма воспроизводится на экране документ, подписанный советскими кинооператорами, снимавшими кинодокументы. Операторы-фронтовики Воронцов, Гиков, Доброницкий, Ешурин, Земякин, Кармен, Кутуб-заде, Левитан, Микоша, Мухин, Панов, Посельский, Сегаль, Соловьев, Сологубов, Трояновский, Штатланд торжественно свидетельствуют, что в период с 1941 по 1945 год, выполняя свой служебный долг, они работали в частях Действующей Красной Армии, снимая на пленку различные эпизоды Отечественной войны. Операторы свидетельствуют, что кинокадры, включенные в настоящий фильм, являются правдивым и точным воспроизведением того, что они обнаруживали, вступая в различные районы после изгнания из них немецко-фашистских войск.

Фильм звуковой. Информационный текст, звучащий с экрана, подробно повествует о том, где, когда и что снято в данном кадре. Перевод этого текста передается через наушники на английском, французском и немецком языках. 

Ростов

Город Ростов. Двадцать девятое ноября 1941 года. Операторы вместе с передовыми частями ворвались в город. Немцы, отступая, расстреливали на улицах города мирных жителей. Теплые трупы лежат на перекрестке Советской и Нольной улицы. Вот замученная и расстрелянная семья профессора Рождественского. Мальчик Витя Головлев. Его лицо изуродовано выстрелами, произведенными в упор. В его закостенелых руках трепещет крыльями живой голубь. Немцы зверски убили мальчика за то, что он не хотел отдать своего голубя. На другом перекрестке на улице Энгельса немцы расстреляли пятьдесят жителей, выгнанных из домов. Лужи дымящейся крови на тротуаре, вповалку лежат друг на друге расстрелянные женщины, старики. Их убили только за то, что они были советскими людьми.

На экране Ростовский вокзал в таком виде, как покинули его немцы. Одной этой жуткой картины достаточно, чтобы уличить гитлеровскую Германию в зверской расправе с военнопленными красноармейцами. На привокзальной площади штабеля трупов замученных и расстрелянных раненых пленных красноармейцев. Что расправа была произведена с ранеными, видно из того, что все убитые в перевязках. Забинтованы руки, ноги, головы. Но их не просто расстреляли. Их долго перед этим мучили. На трупах военнопленных – следы изощренных пыток. У многих изуродованы лица, отрезаны носы и уши, видны следы ударов прикладами, некоторые лица превращены в кровавое месиво. И вслед за этими кадрами на экране появляется документ – приказ, захваченный советскими войсками при разгроме одиннадцатого полка девятой танковой дивизии. В этом приказе говорится «… согласно распоряжения командира полка, я еще раз устанавливаю, что каждый офицер вправе по своему усмотрению приказать расстреливать военнопленных».

Мертвые не лгут. Этих молчаливых свидетелей не опровергнет никто. Напрасно склоняет голову бывший фельдмаршал Кейтель. Его приказы и директивы пунктуально выполнялись чинами его бандитской армии, не считавшейся ни с какими нормами международного права и человеческой морали.

Кадры фильма проходят на экране в хронологическом порядке. Сорок первый год. Первые же удары Красной Армии, отбросившей немецкие войска на многих участках фронта – под Ростовом, Тихвином, Москвой и Керчью, дали возможность советским фронтовым кинооператорам, продвигаться с передовыми частями, фиксировать свежие следы чудовищных немецких зверств. В суровые, тяжелые дни прозвучали слова товарища Сталина6 «Пусть знают эти палачи, что им не уйти от ответственности за свои преступления и не миновать карающей руки замученных народов». 

Более часа продолжался фильм. В напряженной тишине переполненного зала суда, не шелохнувшись, сидели потрясенные зрители. Более часа продолжался этот допрос немых свидетелей, предъявлявших свой неоплатный страшный счет своим убийцам.

Керчь

Керчь. Противотанковый ров. Его раскопали 31 декабря 1941 года, на следующий день после освобождения города. Здесь немцы совершали планомерное массовое истребление советских людей. Целыми партиями по несколько сот человек привозили сюда мирных жителей города, расстреливали из пулеметов и автоматов. Семь тысяч граждан Керчи были расстреляны здесь. В противотанковом рву были найдены трупы двухсот сорока пяти детей. Они были затребованы немецкой комендатурой якобы для определения в школу, привезены сюда и расстреляны. Младенцы смотрят с экрана широко раскрытыми глазами. Пуховым платком закутала мать дочурку при расставании. Убийца хладнокровно убил ребенка выстрелом в лоб в упор. Горы трупов, извлеченных из этого рва, трудно охватить одним взглядом. Над телами опознанных рыдают уцелевшие матери, братья, отцы. И кажется, ничего не может быть страшнее того, что мы видим. Но на смену этим кадрам идут следующие, еще более страшные.

Донбасс

Красная Армия освобождает Донбасс. С особой жестокостью расправлялись немцы с шахтерами Донбасса, не желавшими работать на оккупантов, с молодежью, отказывавшейся ехать в немецкое рабство. На экране семья макеевского рабочего Любина, состоявшая из 9 человек. Зверски зарезанный ребенок Ольги Мединской, убитая ударом в голову девочка Мария Шепелина. На протяжении всего фильма, пожалуй, самое страшное зрелище – это убитые дети. Их множество, всех возрастов, начиная с грудных младенцев, заколотых штыками, растерзанных, застреленных, детишки дошкольного возраста, подростки. «…Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобою старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки», - такова была мораль и программа Гитлера.

Из глубоких донецких шахт поднимают трупы молодых шахтеров. Немцы расстреливали их и сбрасывали в стволы шахт. Свыше двухсот тысяч советских людей истребили немцы в Сталинской области. Город Таганрог. На экране ров на пустыре близ города. Мы видим трупы людей на коленях со связанными на спине руками. Их привозили из города и расстреливали здесь. 

Страшное зрелище представляют проходящие по экрану люди, освобожденные Красной Армией в Освенциме. Это – люди, привезенные сюда со всех концов Европы. Они измождены до предела, это – ходячие скелеты. Многие не в состоянии ходить, лежат на нарах. Много детей. На ручках, тоненьких, как спички, вытатуированы номера. Эти дети уцелели только потому, что были оставлены для медицинских экспериментов немецких врачей.

Красная Армия вступила на германскую землю. Стремительно наступая, наши войска освободили около города Ламсдорф немецкий лагерь для советских военнопленных. Лагерь – кладбище. Он завален трупами умерших от голода людей. Их тысячи. Некоторые чудом сохранили еще последнюю искру жизни, но, глядя на них, не верится, что они даже при врачебном уходе смогут снова стать на ноги. Взоры сидящих в зале суда устремляются на Кейтеля. Его директивы, касающиеся сознательного умерщвления военнопленных, уже фигурировали на суде в выступлениях советского и американского обвинения. Он тогда что-то очень бегло записывал на листке бумаги, качал головой. Сейчас он, освещенный направленным снизу лучом, ничего не записывает. Он пугливо озирается, как пойманный на месте преступления. 

Мыло из людей

На экране Данциг. Здесь в помещении «Медицинской академии» немцы делали такое, что уже просто не укладывается в сознание нормальных людей. Но это было в действительности. Приглушенный шепот проходит по залу суда, когда на экране появляются кадры данцигской фабрики мыла, изготовляемого из человеческих трупов. Очень подробно, со всеми страшными деталями, засняли кинооператоры дьявольскую фабрику.

Подвал, который служил хранилищем трупов. «Сырье» доставлялось на производство из немецких концентрационных лагерей. Нехватки в материале инженеры не ощущали. Вот большие чаны, в которых вываривались человеческие тела. Эти чаны заполнены вареными трупами. Головы отсекались. Мы видим множество отсеченных голов, сложенных на больших противнях. Кожа, снятая с человеческих тел, обрабатывалась в особых чанах, она шла на дамские сумочки, обувь. И, наконец, на экране готовая продукция – мыло, изготовленное из людей. Куски мыла предъявлены трибуналу.

Фильм заканчивается кадрами, показывающими двор Зонненбургской тюрьмы. Отступая, немцы расстреляли здесь за несколько часов до прихода Красной Армии четыре тысячи человек. Груды трупов возвышаются до уровня человеческого роста. Из-под трупов струятся ручьи дымящейся, теплой крови. Эти последние кадры документального фильма, предъявленного Международному Военному Трибуналу советским обвинением, символизирует то, что хотел сделать с миром фашизм.

Р. Кармен, спец. корр. «Известий». 

Нюрнберг, 19 февраля.

(Известия, 20 февраля 1946 г.)


Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены