Регулярные пожары на «Волгоцеммаше» за последние 15 лет ставят вопрос о правовой ответственности собственников предприятия. Очередное возгорание, о котором сообщают источники на предприятии, по мнению экспертов могло стать следствием не только нарушением техники безопасности и износа оборудования, но и целенаправленным поджогом. РАПСИ изучило основания для этих подозрений в контексте судебных разбирательств вокруг корпорации «Тольяттиазот». 


Пожары на ОАО «Волгоцеммаш» (ВЦМ) происходят с патологической регулярностью. Среди крупнейших возгораний можно вспомнить возгорания бытовых помещений в 2007 году, загоревшийся транспортер в 2012 году, повторение этого инцидента в 2020 году. Наконец, 17 мая этого года, по сообщениям СМИ, произошел новый мощный пожар в цехе №27. 

Официальный сайт ВЦМ на момент написания материала никак не комментировал информацию о пожаре и не содержал никаких новостей об инциденте. Аналогичная ситуация портале ГУ МЧС по Самарской области. По официальным данным, ВЦМ и ТоАЗ не заявили о пожаре в надзорные органы.

В то же время в местных СМИ приводится версия руководства завода о причинах возгорания: короткое замыкание. Эксперты считают ее абсурдной, поскольку цех №27 давно обесточен. По словам свидетелей, сгоревший склад загорелся с нескольких сторон сразу, что дает им повод говорить о поджоге. Другим основанием для этой версии служат результаты пожара.  

Как утверждают источники, сгорело оборудование «Тольяттиазота», которое поставлялось фирмой AM&JH Industrial Services Ltd. Экспертов наводит на подозрения тот факт, что поставщик сгоревшего оборудования принадлежит владельцу предприятия Сергею Махлаю и зарегистрирован в США на его жену Ирину.

Кроме того, сообщается, что сгорело оборудование итальянской фирмы Danieli and C. SpA. Оно было куплено более 20 лет назад для строительства электрометаллургического производства на ВЦМ и принадлежало «Тольяттиазот». Стоимость этого законсервированного оборудования превысила 10 миллиардов рублей.

Предположительно причиной возможного поджога могла стать необходимость уничтожить некондиционное и контрафактное оборудование.  

В настоящее время деятельность фирмы AM&JH Industrial Services Ltd. изучают следственные органы в рамках расследования серии уголовных дел в отношении членов семьи Махлаев и связанных с ними лиц. Напомним, что основной владелец корпорации «Тольяттиазот» Сергей Махлай в 2019 году Комсомольским районным судом города Тольятти был заочно осужден в составе группы из 5 лиц за мошенничество в особо крупном размере. Указанная фирма могла использоваться, в частности, в схеме по незаконному выводу денег ТоАЗа, что может стать основанием для новых уголовных дел. 

Эксперты сообщают, что AM&JH под видом сертифицированной продукции поставляла на предприятия ТоАЗ контрафактные оборудование и запчасти неустановленного происхождения, которые на зарубежных таможнях оформлялись как металлолом. При это на предприятии он превращался по документам в дорогостоящее оборудование известных брендов, которое «Тольяттиазот» покупало по многократно завышенным ценам. Предварительная оценка возможной выгоды от этой схемы для Махлая: около 50 миллиардов долларов в год.

Кроме того, свидетели не исключают, что, возможно, все оборудование было продано, а деньги за него выведены в офшор, на складе же сожжены пустые ящики и металлолом.

Другая версия возможного поджога, которую предстоит изучить участникам дела: осужденные должны выплатить по решению суда в качестве возмещения ущерба около 87 миллиардов рублей, из которых 77 миллиардов – в пользу обокраденного «Тольяттиазота». Суд наложил взыскание этой суммы на ООО «Томет», однако предприятие не сможет в полной мере рассчитаться с долгом, и по окончании конкурсного производства на нем должен появиться новый собственник. Эксперты предполагают, что Махлай мог бы организовать поджог, чтобы уничтожить все оборудование и продемонстрировать тем самым будущим потенциальным инвесторам, что он не отдаст предприятие даже после решения суда и скорее предпочтет его уничтожить. 

В заключение отметим, что не меньший интерес с точки зрения права представляет объяснения причины, почему оборудование для «Тольяттиазота» хранилось на «Волгоцеммаше». Эксперты объясняют, что в большинстве случаев такие действия являются попыткой его скрыть на случай обысков. Ситуация вокруг ТоАЗ делает эту версию обоснованной. Например, этой весной в офисе и коттедже гендиректора ТоАЗа Дмитрия Межеедова следственные органы уже проводили обыски. В период 2012-2018 годах также прошла серия обысков в заводоуправлении ТоАЗа, в «Тольяттихимбанк» (принадлежит Махлаю), в офисе аффилированной с владельцами ТоАЗа швейцарской компании Ameropa AG. Их результаты пополнили доказательную базу обвинительного приговора. Поскольку в ближайшее время ожидается возбуждение новых уголовных дел в отношении Махлая и участников его преступной группы (в частности, за незаконный вывод средств), данный пожар вполне может оказаться способом уничтожения улик.