МОСКВА, 20 апр - РАПСИ. Совет Европы опубликовал доклад о положении журналистов в 47 государствах, входящих в организацию, и Беларуси, в котором утверждается, что сотрудники СМИ зачастую испытывают грубое вмешательство в их работу, включая насилие и запугивание, что приводит к самоцензуре.

Документ основан на анонимном Интернет-опросе 940 журналистов, в основном членов крупных журналистских ассоциаций и организаций, выступающих в защиту свободы слова, работающих в странах-членах СЕ и Беларуси. Исследование проводилось с апреля по июль 2016 года.

По результатам исследования, почти треть респондентов заявила о том, что к ним применялись акты физического насилия за последние три года. При этом самым частым видом вмешательства в деятельность работников СМИ, по свидетельству 69% опрошенных, является психологическое насилие, включающее запугивания, угрозы, клевету и унижения.

На втором месте по распространенности, утверждается в докладе, оказалось так называемое «киберзапугивание», то есть намеренные оскорбления, угрозы, диффамация и распространение компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, использование которого было отмечено 53% респондентов.

Сообщения о запугивании со стороны «групп интересов» заняли третье место по частоте (отмечаются 50 процентами опрошенных), далее следуют такие методы вмешательства, как применение силы (46%), запугивания со стороны политических групп (43%), целенаправленная слежка (39%), и запугивания со стороны правоохранительных органов (35%).

Почти три четверти опрошенных заявили, что они не чувствуют себя защищенными от слежки, а почти половина считает, что не может удерживать в тайне свои источники информации.

Кроме того, 21% респондентов сообщили о случаях хищения, конфискации или уничтожения их собственности, необходимой для работы; 19% – о хищениях информации, а 13% – о эпизодах сексуальных домогательств.

Почти четверть респондентов (23%) отметила, что на протяжении последних трех лет подвергалась угрозе судебного преследования (аресты, угроза или действительное применение наказаний), как правило, на основании законодательства о диффамации.

Физическое насилие чаще всего отмечалось респондентами из регионов Южного Кавказа и Турции, однако сообщения о подобных случаях поступили также из стран-членов Евросоюза и других европейских стран, не входящих в него.

Более трети опрошенных журналистов (35%) заявили об отсутствии доступа к механизмам защиты от внешнего вмешательства в их деятельность.

Результаты исследования показали значительное воздействие стороннего вмешательства на деятельность европейских журналистов. Страх оказаться жертвой психологического насилия занял первое место среди опасений сотрудников европейских СМИ (отмечен 60% опрошенных), за ним следуют киберзапугивание (57%), запугивания со стороны отдельных лиц (51%) и групп интересов (45%), а также физическое насилие (41%). Треть респондентов высказала озабоченность безопасностью своих семей и друзей.

Кроме того, результаты опроса показали высокую степень приверженности к самоцензуре со стороны журналистов. Каждый пятый респондент заявил, что испытывал давление с целью подачи материала в виде, отвечающем интересам работодателя. Значительное число участников (31%) отметили, что были вынуждены «смягчать» свои репортажи, утаивать информацию (23%), или вовсе отказываться от написания статей (15%).

Несмотря на это, 36% журналистов заявили, что оказываемое на них давление лишь повышало решимость бороться с цензурой.