МОСКВА, 1 мар — РАПСИ. Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу "Козан против Турции" (16695/19), признав нарушение права судьи на свободу выражения мнения и эффективную правовую защиту.

Палата ЕСПЧ, разбиравшая жалобу Ибрагима Козана, единогласно пришла к выводу о том, что полученное им дисциплинарное взыскание в форме выговора, наложенное Высоким советом судей и прокуроров Турции, было вынесено в нарушение статей 10 и 13 Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции).

Как следует из материалов Страсбургского суда, в мае 2015 года действующий судья Козан разместил в частной группе социальной сети Facebook, насчитывающей около 9 тысяч участников, опубликованную ранее в турецких СМИ статью, содержащую критические замечания в отношении ряда решений Высокого совета судей и прокуроров и подвергающую сомнению независимость этого органа от исполнительной власти, воздержавшись при этом от каких-либо собственных комментариев. Статья получила ряд откликов от членов группы, ориентированной, прежде всего, на профессиональных членов судейского сообщества.

В декабре 2015 года в отношении заявителя было открыто дисциплинарное производство, решение по которому было вынесено в сентябре 2017 года. Взыскание на Козана было наложено исходя из аргументов, что действия судьи были несовместимы с требованиями лояльности государству и его должностными обязанностями, а также подрывали доверие к занимаемому им посту как среди профессионалов, так и в более широких кругах общества.

ЕСПЧ, в свою очередь, пришел к выводу, что данная статья являлась одним из элементов дискуссии, представлявшей несомненный интерес для членов судейского сообщества, поскольку затрагивала вопросы независимости судейского корпуса от исполнительной власти.

При этом сам факт размещения указанного материала с открытием его для комментариев членов группы безусловно подпадал под право на распространение и получение информации, относящейся к ключевой области профессиональной жизни судей, отметил Страсбургский суд.

Наряду с вышесказанным, ЕСПЧ также указал, что Высокий совет судей и прокуроров Турции неверно оценил баланс права заявителя на свободу выражения мнения и его обязанности проявлять сдержанность в качестве судьи, и, поскольку наложивший взыскание Совет не входил в судебную систему страны, у заявителя отсутствовали возможности по оспариванию этого решения в рамках судебных процедур.

Таким образом, указывается в постановлении Страсбургского суда, меры воздействия на заявителя не были направлены на удовлетворение какой-либо насущной общественной потребности и не были необходимы в демократическом обществе.