МОСКВА, 19 апр — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ отправил наследственный спор о судьбе картин художника-авангардиста Михаила Рогинского в кассацию для повторной проверки законности, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

На работы скончавшегося в Париже художника претендует его сын от первого брака Александр и вдова Лиана Шелия-Рогинская. Завещание на 525 картин составлено не было, и спор за наследие авангардиста тянется уже почти 18 лет.

Три года назад Хамовнический суд Москвы, казалось бы, поставил точку в тяжбе между наследниками и поделил картины, но в 2020 году в спор включились трое не участвовавших в процессе лиц, заявивших, что 11 работ принадлежат им, как подарок художника.

Заявители кассационной жалобы Наталья Тюллио, Мария Юликова и Марина Карофф добились пересмотра наследственного спора с их участием, доказав, что они не могли защитить свои имущественные права, не знав о судебном процессе с их имуществом.

Согласно оглашенному во вторник постановлению суда высшей инстанции, Второй кассационный суд общей юрисдикции должен повторно решить, стоит ли рассматривать дело заново с участием Тюллио, Юликовой и Карофф.

Вывезенные картины

После смерти художника разрешить спор во французской юрисдикции не вышло, поскольку вдова вывезла работы в Россию, не дав нотариусу составить их полную опись, следует из постановления ВС. Оценочная стоимость картин составляет почти $6 миллионов или 400 миллионов рублей.

Первый судебный процесс в России закончился разделением работ между сыном и вдовой художника в пропорции 3\4 к 1\4. Тогда из владения Шелии-Рогинской была истребована 321 картина. Данное решение вступило в силу в апреле 2019 года.

В суде первой инстанции представители Шелии-Рогинской указывали, что при жизни художника он подарил 35 картин, часть работ продал, а ещё 274 экспоната принадлежат вдове на праве собственности. Она уверяет, что собирала работы художника и покупала их на свои деньги уже после его смерти не ради дохода, а для организации выставок, чтобы дать обществу насладиться творчеством супруга. 

Во время повторного судебного процесса, который длится до сих пор, Тюллио, Юликова и Карофф пытаются доказать своё право собственности на 11 работ художника, а вдова – изменить в свою пользу пропорцию при разделении его наследия.

Опасный прецедент

Представители Александра Рогинского в жалобе в ВС указывали, что решение кассации позволило отменить состоявшийся и устраивавший их сторону судебный акт. Такое избирательное применение норм права, по их словам, позволило начать заново сложный наследственный процесс и привело к созданию опасного судебного прецедента. 

«Уважаемый суд, согласно действующему законодательству Тюллио, Юликова и Карофф не были лишены возможности обратиться в суд со своими исками. Вместо этого, как только Верховный суд отказался рассматривать жалобу на принятое решение, они появились и попытались его оспорить. Без сомнения, основным выгодоприобретателем от данного решения стала Шелия-Рогинская», — заявил адвокат Олег Шейкин.

Кассационное решение позволяет бесконечно приобщать к материалам дела новые доказательства и противоречит принципу правовой определенности, указали юристы.

Представители третьих лиц, напротив, считают повторное разбирательство — единственным способом доказать своё право собственности на подаренные картины. Они настаивают, что незаконно были лишены права участвовать в процессе и представить все необходимые доказательства прав собственности.