МОСКВА, 24 июн — РАПСИ. Способность природы к самовосстановлению не может служить основанием для освобождения от ответственности лиц, допускающих неправомерное использование ее ресурсов, заявила на заседании Президиума Верховного суда РФ судья Судебной коллегии по экономическим спорам ВС Елена Борисова. 

"Восполнение незаконно добытых запасов нарушителем самой природной средой вследствие ее естественных процессов не может являться основанием для освобождения недропользователя от обязанности возместить причиненный вред", — озвучила Борисова положение Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды.

По ее словам, особое внимание в документе уделено проблемам, возникающим у судов при выборе способа возмещения вреда – восстановление окружающей среды в натуре, либо возмещение вреда в денежной форме.

"Как показало изучение судебной практики, в основном суды правильно применяют разъяснения, содержащиеся в указанном  ранее постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49, в котором отмечено, что суд вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды", — отметила Борисова.

Она указала, что в пункте 12 Обзора сформулирована позиция о том, что требование о возмещении вреда путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния компонентов окружающей среды подлежит удовлетворению только при наличии разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта восстановительных работ. 

"Это обусловлено также и тем, что проект восстановительных работ иногда требует необходимости проведения экологической экспертизы, и без которых выполнение эффективных восстановительных работ невозможно", — пояснила спикер.

Кроме того, в пункте 14 Обзора указано, что если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии действует добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в соответствии с утвержденным уполномоченным органом проектом рекультивации, то это может являться основанием для отказа в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме.

Борисова считает, что изложенные в Обзоре подходы будут стимулировать добросовестных участников экономической деятельности к самостоятельному и оперативному устранению экологического вреда.