Уведомление о проведении публичного богослужения может быть направлено религиозной организацией или уполномоченными ей лицами, напоминает Второй кассационный суд общей юрисдикции.


Суть дела 

Житель Владимира обратился в администрацию города с уведомлением о проведении богослужения с предполагаемым количеством участников 15 человек в городском парке имени А.С. Пушкина с 17 до 19 часов 6 августа 2022 года. Администрация отказалась согласовать заявленное мероприятие, ссылаясь на то, что заявитель не может быть организатором публичного религиозного мероприятия. 

Тогда заявитель обратился в суд с административным иском о признании данного отказа незаконным, так как законодательство не содержит норм, не позволяющих российским гражданам проводить публичное богослужение. 

Суд первой инстанции посчитал отказ незаконным, указав, что в части 2 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» приводится исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть организатором публичного мероприятия, а истец к таким лицам не относится. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда.

Полномочия на богослужения 

Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила, что вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения администрации является преждевременным и основан на неверном толковании норм материального права. 

В частности, суды не дали оценки заявленной цели публичного мероприятия и не приняли во внимание доводы административного ответчика о том, что истец не предоставил сведений о наличии полномочий на осуществление богослужения от имени религиозной организации. 

«Судебные инстанции, осуществив абстрактный анализ положений Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с учетом характера проводимого мероприятия, не проверили доводы администрации города Владимира относительно применения к спорным правоотношениям иных норм права, касающихся рассмотрения информации о публичных религиозных мероприятиях, уведомление о которых может быть направлено в соответствии с положениями пункта 5 статьи 16 Закона №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией или уполномоченными лицами», — отметила кассация. 

На основании изложенного Второй кассационный суд общей юрисдикции отменила обжалуемые судебные акты и передала административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.