Судебная система в районе начала формироваться в 1924 году. Одним из первых судей, внесших заметный вклад в развитие судопроизводства, считается Роман Фомич Урванцев.
В 1918 году, Романа Фомича назначил и судьёй в Кургане. Образование у него по тем временам было немалое - несколько классов церковно-приходской школы, так что в Челябинской губюстиции, направляя его на должность судьи, сказали: "Грамотен, остальное усвоишь на ходу".
Пришлось новоявленному судье испытать на себе всю трагедию курганцев во время белочешского мятежа, а в 1921 году и кулацко-эсеровский мятеж, когда из двадцати четырёх членов их ячейки в живых осталось только трое. Он тогда спасся чудом. Избитый до полусмерти, с обмороженными ногами и сломанной рукой, более года лечился в госпитале. А потом были юридические курсы, и на этот раз судьба на долгие-долгие годы связала его с Лебяжьевским районом. Здесь он работал народным судьёй, активно участвовал в общественной жизни, помогал советом молодым юристам. Прожил Роман Фомич более девяноста лет, всегда был деятелен и энергичен.
Первое здание, где находился суд в Лебяжье, было двухэтажным, деревянным. Сначала это был жилой дом и в нём обитали рабочие «Заготзерна». Он и располагался почти напротив второй точки «Заготзерна», где была сушилка и огромные складские помещения. Территория была обнесена высоким забором. Вот здесь, у забора, что выходил на улицу Советскую (она и сейчас носит это название), во время белочешского мятежа расстреливали большевиков. Здание, где образовался суд, находи лось как раз напротив места казней. На второй этаж суда вела довольно крутая лестница. Здесь, на втором этаже, был кабинет судьи, окна выходили на солнечную сторону, и свет заливал кабинет. Перед кабинетом располагался зал судебного заседания. Деревянные скамейки, небольшие, замерзающие зимой окна, холодно и довольно мрачновато. Во дворе - конюшня, склад под различную утварь, сено, поленницы дров. Перед самым началом Великой Отечественной войны провели ремонт, в 60-е, 70-е годы дом перестроили в одноэтажный, там суд и располагался вплоть до 1991 года.
По имеющимся сведениям, в Лебяжьевском районе был один судебный участок, до ликвидации Лопатинского района был ещё и Лопатинский суд в селе Лопатки, а в 1963 году Лопатинский район вошёл в состав Лебяжьевского и всё делопроизводство было передано в Лебяжьевский народный суд.
Теперь в здании суда два кабинета народных судей, кабинет для судебного исполнителя, канцелярия и зал судебных заседании была ещё нотариальная контора и юридическая консультация. Тесновато, конечно, но работали, и работали неплохо.
По-прежнему помещения отапливались дровами, которые заготавливали сами работники в Белозерском леспромхозе. Так как коллектив в основном был женским, то проблема заготовки дров всегда была одной из самых сложных. Кстати, сами и ремонт производили - белили, красили, даже, обвязавшись верёвками, лезли на крышу, чтобы и её привести в порядок.
В 1991 году суд переехал в здание бывшего райкома партии, находящегося по ул. Пушкина, 14, где занимал часть первого этажа здания. Условия труда значительно улучшились, однако места также не хватало. На трех судей был всего один зал судебного заседания. В кабинетах сидели по двое-трое человек.
11 ноября 2005 года, после проведенного капитального ремонта, суд переехал в двухэтажное здание, где ранее располагалась типография, и занимает его в настоящее время. Имеющаяся площадь сейчас позволяет без стеснения выполнять возложенные на суд функции по отправлению правосудия.