МОСКВА, 8 фев — РАПСИ. Арбитражный суд Москвы 9 марта проведет предварительные слушания по иску дочерней структуры РЖД - АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) к Российской Федерации в лице Министерства финансов о взыскании более 7,45 миллиарда рублей убытков, говорится в материалах суда.
Иск был принят к производству 22 декабря, основания исковых требований в материалах суда пока не раскрываются. В ходе предварительного заседания представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что намерен заявить ходатайство о проведении экспертизы. Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Суд отложил предварительно заседание, посчитав, что дело не подготовлено к судебному разбирательству.
ФПК и ее филиалы в разных регионах не первый года подают иска к Минфину РФ по поводу своих выпадающих доходов из-за перевозки различных категорий льготников. Самый крупный иск ФПК подала в столичный арбитраж в августе 2013 года. Компания требовала компенсировать ей убытки за 2011 год, возникшие от пассажироперевозок в плацкартных и общих вагонах дальнего следования по регулируемым тарифам, установленным государством.
ФПК заявила в суде, что регулируемые тарифы установлены ниже экономически обоснованного уровня, из-за чего ее потери в доходах превысили 38 миллиардов рублей. При этом, в соответствии с договором между ФПК и Росжелдором, компании было возмещено только более 29 миллиардов рублей. ФПК требовала возместить оставшуюся часть потерь — около 8,97 миллиарда рублей.
Арбитраж Москвы согласился с доводами истца о том, что государство обязано возмещать перевозчику 100% потерь, возникших из-за предоставленных им льгот и преимуществ по провозной плате, и в 2014 году удовлетворил иск.
Однако вышестоящие инстанции это решение не поддержали. Так, арбитражный суд Московского округа указал, что установление государством предельных цен является методом регулирования деятельности естественных монополий, а не предоставлением льгот и преимуществ каким-либо категориям потребителей. Соответственно, субсидии перевозчику на компенсацию потерь, возникающих в результате госрегулирования тарифов, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, а не являются компенсацией убытков от предоставления льгот, отметил окружной суд. Верховный суд РФ в феврале 2015 года с таким подходом согласился.