МОСКВА, 15 июл — РАПСИ. Арбитражный суд Москвы 23 августа вернется к рассмотрению иска дочерней структуры РЖД - АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании более 7,45 миллиарда рублей убытков, говорится в материалах суда.
В ходе одного из заседаний суд удовлетворил ходатайство ФПК о рассмотрении дела в закрытом режиме. В то же время суд отклонил ходатайство истца о проведении экспертизы по делу.
ФПК и ее филиалы в разных регионах не первый год подают иски к Минфину РФ по поводу своих выпадающих доходов из-за перевозки различных категорий льготников. Самый крупный иск ФПК подала в столичный арбитраж в августе 2013 года. Компания требовала компенсировать ей убытки за 2011 год, возникшие от пассажироперевозок в плацкартных и общих вагонах дальнего следования по регулируемым тарифам, установленных государством.
ФПК заявила в суде, что регулируемые тарифы установлены ниже экономически обоснованного уровня, из-за чего ее потери в доходах превысили 38 миллиардов рублей. При этом, в соответствии с договором между ФПК и Росжелдором, компании было возмещено более 29 миллиардов рублей. ФПК требовала возместить оставшуюся часть потерь — около 8,97 миллиарда рублей.
Арбитраж Москвы согласился с доводами истца о том, что государство обязано возмещать перевозчику 100% потерь, возникших из-за предоставленных им льгот и преимуществ по провозной плате, и в 2014 году удовлетворил иск.
Однако вышестоящие инстанции это решение отменили. Так, арбитражный суд Московского округа указал, что установление государством предельных цен является методом регулирования деятельности естественных монополий, а не предоставлением льгот и преимуществ каким-либо категориям потребителей. Соответственно, субсидии перевозчику на компенсацию потерь, возникающих в результате госрегулирования тарифов, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, а не являются компенсацией убытков от предоставления льгот, отметил окружной суд. Верховный суд РФ в феврале 2015 года поддержал эту позицию.