НОВОСИБИРСК, 24 авг — РАПСИ. Более ста компаний присоединились к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, сообщил управляющий директор Центра регулирования искусственного интеллекта ПАО «Сбербанк» Андрей Незнамов.
«Российский кодекс этики в сфере искусственного интеллекта открыт к подписанию в октябре 2021 года, он является квинтэссенцией мировых трендов. В кодексе отражены идеи, которые высказывали исследователи, а механизм исполнения связан с сотрудничеством с государством», — сказал Незнамов в ходе форума «Технопром».
Он также сообщил, что в России более ста компаний стали подписантами кодекса. «Много это или мало? На сегодняшний день только Канада может с нами посоревноваться по количеству подписантов кодекса. Там их чуть более сотни, и список все время обновляется. В основном несколько десятков компаний находятся в числе подписантов кодекса, потому что эти нормы регулирования являются добровольными и решение каждой компанией принимается индивидуально», — подчеркнул эксперт.
Незнамов назвал Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта инструментом мягкого права, который является альтернативой нормативному регулированию, сложно выполнимому в настоящее время.
Он отметил, что в России кодекс был создан совокупными усилиями при поддержке «Альянса в сфере искусственного интеллекта», Аналитического центра при Минэкономразвития и с участием большого количества академических экспертов. «У нас проходили обсуждения в Общественной палате, Совете Федерации, АНО «Цифровая экономика», Фонде «Сколково». Это плод работы более тысячи экспертов», — сказал представитель «Сбербанка».
Как сообщил Незнамов, в рамках кодекса формируется сеть уполномоченных по этике. В каждой компании будет один человек, который отвечает за реализацию принципов и является контактным звеном, также создана Национальная комиссия по этике в сфере искусственного интеллекта и целый ряд групп, рассказал он.
Другой участник форума — руководитель группы регуляторной поддержки экосистемы в ПАО МТС Елена Сурагина сообщила, что в настоящее время создана рабочая группа «Лучшие практики», куда входят: Яндекс, МТС, Сбер, МГИМО, МФТИ и другие компании, которые работают над тем, чтобы выявить действительные этические проблемы и составить свод практик с учётом этого критерия.
«После того как мы сформулируем свод лучших практик, мы проведём диалог с представителями различных отраслей. Этические проблемы могут и будут иметь особенности. Важной также является мотивация других компаний подписантов и неподписантов кодекса, чтобы они делились своими практическими кейсами», — сказала она.
Эксперт также уверена, что Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, как акт саморегулирования, при надлежащем выполнении разработчиками позволит снизить «градус» избыточного регулирования.
При этом Сурагина отметила, что проблема этики искусственного интеллекта заключаются в том, чтобы заново определить с учётом новизны ситуации, при каких обстоятельствах и в каких условиях эта ситуация допустима в обществе.
Она привела в пример реальный кейс использования искусственного интеллекта для мониторинга личного контента пользователей телефонов с целью выявления сцен насилия над детьми. «Это новая ситуация, в которой надо понять, как провести грань между правом на приватность и правом детей на безопасность? Когда-то этот вопрос станет актуальным и для нас, подобными вопросами мы будем заниматься», — сказала Сурагина.
В свою очередь, вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем считает, что Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта постепенно будет частично мигрировать в сторону прямых регуляций и запретов. «Кодекс будет двигаться в сторону прямого контроля за нарушениями тех или иных вещей. Тут слово «этика» уже не очень начинает совпадать. Ведь этика - это вопрос ценностей, принятых обществом, но эти ценности могут отличаться в разных частях общества», — сказал он.